ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Ранее царство. Возникновение государства в Древнем Египте

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Когда и как люди заселили долину Нила.

2. Каковы были природно-географические условия в Египте.

3. Какую роль играл Нил в жизни людей.

4. Как и почему появились первые государства в Египте, что послужило причиной их объединения.

5. Как было устроено общество и государство в Древнем Египте. Что такое деспотия.

6. Как мы узнали об истории Древнего Египта. Что такое египтология.

1. Племена семитов заселяют долину Нила. Тысячи лет кочевали скотоводческие племена семито-хамитов в степях Северной Африки. Безжалостное Солнце иссушало некогда зеленые луга и журчащие ключи. Пустыня Сахара, тяжело переваливаясь тяжелыми песчаными дюнами, гнала племена кочевников прочь от земель, обжитых предками. Племена шли на Восток, пока путь им не преградил могучий поток мутной воды, несущийся на Север к Великому морю, в которое, как казалось древним людям, садилось Великое Солнце…

Так 8 000 лет назад на берегах Нила в Северо-восточной Африке появились первые человеческие поселения . Они оказались на 4 000 лет изолированы от остального мира. Ведь путь на юг им преграждали труднопроходимые пороги Нила, за которыми на землях Нубии жили племена чернокожих дикарей. С запада и востока страну окружали жестокие пустынные земли, населенные враждебными племенами кочевников. Вдали от Нила в песках этих пустынь изредка встречались оазисы – небольшие островки зелени из бьющей из-под земли воды. Дорога к Средиземному морю – Морю Заката – была перекрыта болотами нильской дельты .

За тысячелетия, проведенные в изоляции в нильской долине, сформировался особый народ – египтяне. Они были среднего роста, плотного телосложения. Кожа была смуглой, но не столь темной, как у негритянских племен живших южнее Египта в Нубии – Эфиопии. Они коротко стригли или вовсе сбривали волосы. Лицо египтян, с ярко выраженными скулами и толстыми губами, сочетало в себе как «негритянские», так и «европейские» черты. Египтяне были красивы….

2. Дар Хапи. Великий Нил заставлял отступить прочь жестокую мертвую пустыню, владычицу смерти. По берегам могучей реки росли разнообразные растения, сотни рыб кишели в ёё водах, в болотистой дельте ползали змеи. Тысячи птиц вили гнезда в долине Великого Нила. Здесь жили многочисленные животные – бегемоты, крокодилы, обезьяны, кошки, антилопы, верблюды – всех и не перечислить. Зеленоватые воды Нила казались людям наполненными величайшей животворящей силой, и они преклонились перед ним, почитая его богом. Они называли великую реку и её бога – Хапи. Страну простирающуюся меж пустынь от Великого Моря Заката на севере до первого порога Нила на юге, греческий историк Геродот назвал «дар Нила» и, пожалуй, он был прав, ведь жители долины Хапи полностью зависели от могучих разливов Великой Реки.

Воды Нила начинали свой стремительный бег на север в самом сердце Африки. Там, собираясь в могучий поток, река тысячами ручейков сбегала с отрогов высоких гор. Весенние тропические дожди и таяние ледников на заоблачных вершинах ежегодно смывали прошлогодние растения и глинистую почву и, урча, несли их под палящим солнцем. Река заметно увеличивалась, ей становилось тесно меж невысоких берегов, и она поднималась, заливая обширные земли к востоку и западу. Разливы всегда начинались в один день – 19 июля. Подъем вод Хапи для египтян становился великим праздником и первым днем нового года. За месяц до разлива казалось, что жизнь никогда уже не вернется в долину Хапи. Жестокое солнце жгло беспощадно, и надвигались пески пустыни. Нил уменьшался вдвое. Но внезапно все менялось, и радость заполняла долину – мутный поток стремительно разрастался и становился красным. Сотни километров полусгнившие растения и красноватые частицы глинистого грунта варились под лучами Солнца превращаясь постепенно в ил . Этот ил во время разлива оседал на захваченные рекой земли. Вода спадала лишь в сентябре, обнажая черные полосы земли по 5-10 километров с каждой стороны от реки. Красно-желтая пустыня вдоль берегов Нила чернела благодаря илу, принесенному его водами. Поэтому египтяне называли свою страну «Та-Кемет» - «Черная Земля» или даже просто «Кемет» - «Черная».

Почерневший плодородный ил, делавший почву «жирной» и мягкой, был настоящим даром Нила, залогом безбедного существования людей. Заселившие долину скотоводческие племена вскоре занялись земледелием. Они выращивали на землях вдоль Нила ячмень, пшеницу, лен и кунжут. Долина Хапи, была очень плодородна и позволяла снимать до трех урожаев в год. Египтяне жили в ритме Великой Реки, и поэтому их год делился на три сезона. После «сезона половодья», когда долина была залита водой Нила, наступал «сезон всходов». Тогда египтяне проводили все работы на полях. Третий – «сезон сухости» – был временем беспощадного зноя. Нил наполовину иссыхал.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Цель урока. Почему люди объединяются в государства? Зачем оно нужно? Необходимость это или нет? Какую роль в образовании государства сыграл Нил?

6 слайд

7 слайд

На каком материке находится Египет? В какой его части? АФРИКА C З В Ю СВ Египет находится на северо-востоке Африки. Работа с атласом

8 слайд

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ 12 - 15 км В июне - июле в Центральной Африке шли проливные дожди и таял снег на вершинах гор. Потоки воды устремлялись в реку. Начинался разлив Нила (19 июля). Река становилась мутно-зеленого цвета, а затем красного. Вода прибывала с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега и вода становилась голубой и прозрачной. Безжизненная пустыня превращалась в цветущий рай.

9 слайд

Чем защищён Египет с запада? C З В Ю Ливийская пустыня К западу от Египта находится Ливийская пустыня. Какое море омывает берега Египта на востоке? С востока Египет омывается водами Красного моря. О какой реке идет речь в документе? Где она берёт своё начало и куда впадает? Нил – вторая (после Амазонки – 6992 км) по протяженности река в мире: её длина – 6670 км. Река берет начало на юге, на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает на севере в Средиземное море. Нил ИСТОК Что такое пороги? Пороги Нила – это каменистые преграды на дне реки. 1 порог - Что такое дельта Нила? Дельта – разветвление в устье реки при её впадении в море, озеро. УСТЬЕ Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? В период летнего солнцестояния начинался разлив Нила.

10 слайд

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ Опишите природные и климатические особенности Египта. Узкая долина Нила (плодородные почвы). Каменистые бесплодные пустыни. Отсутствие дождей. Песчаные бури. Среднегодовая температура: + 25-30 ˚С (летом + 40-52 ˚С). Что такое оазис? Оазис – место в пустыни, где есть вода и растительность. 12 - 15 км

11 слайд

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ Среднегодовая t: + 25-30 ˚С Опишите растительный и животный мир Египта. Растительный мир: Финиковые пальмы. Акации. Папирус (тростник). Животный мир: Крокодилы. Бегемоты. Дикие кошки. Птицы: гуси, утки, пеликаны. Рыбы.

12 слайд

Задание для учащихся Приведите в соответствие понятия и определения: А. Оазис Б. Исток В. Пороги Г. Устье Д. Дельта 1. Место, где река берет своё начало. 2. Каменистые преграды на реке. 3. Разветвление в низовьях реки при её впадении в море, озеро. 4. Место в пустыни, где есть вода и растительность. 5. Место, где река впадает в море, озеро и т.д. А Б В Г Д А Б В Г Д 4 1 2 5 3

13 слайд

Слава тебе, Нил приходящий чтобы оживить Египет. Орошающий пустыню далеко от воды, владыка рыб и птиц, и травы для скота, приносящий всякую пищу и хлеб. Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

14 слайд

Задание для учащихся 1. Какие природные условия Египта были благоприятны для земледелия? Чем? 2. Какие трудности создавала природа для первых жителей долины Нила?

15 слайд

16 слайд

Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. Ведром черпали воду из колодца и поливали поля.

17 слайд

Ирригация, или орошение – это искусственное привлечение воды на определенные земли, чтобы ускорить рост и созревание растений. Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей.

18 слайд

Вдоль больших каналов тянулись узкие плотины, сложенные из глины и тростника. Плотины огораживали поля со всех сторон и задерживали воду. А чтобы вода не застаивалась на поле, излишки спускали в реку через специальные «воротца» в насыпях.

19 слайд

В Долине и Дельте складываются номы – общины, связанные с местными ирригационными системами. Ном состоял из нескольких поселков, объединенных вокруг укрепленного города, в котором находился храм бога-покровителя и резиденция правителя- жреца.

20 слайд

Множество лет назад в долине Нила возникло около сорока царств. Правители египетских царств постоянно воевали друг с другом. 1 порог -

21 слайд

Зачем нужно государство? Объединение в государство это необходимость или добровольный выбор?

22 слайд

1 порог - Около 3000 года до н. э. царю Южного Египта (Мина или Менес) удалось завоевать Северный Египет – образовалось единое Египетское государство, территория которого теперь простиралась от первого порога Нила до дельты. Что произошло в Египте около 3000 года до н. э.? Государство всегда имеет определенную территорию. 3000 г. до н. э. Северный Египет Южный Египет

Додинастический период характеризуется появлением на будущих землях земледелия, формирование первичных рабовладельческих государств и появлением письменности. Все это происходило в промежуток от пятого до третьего тысячелетия до нашей эры, поэтому данный довольно длительный этап историки условно делят на два периода. Возникновение государства в долине единственной реки произошло после распада родоплеменных отношений и объединения всех населявших эту территорию людей в единое общество.
Египет Раннего царства включает три династических периода. Египтологи уверены, что он продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э. Архаическая эпоха сменилась Тинисским период, который в свою очередь перерос в так называемый раннединастический. Имея письменность уже первая династия вела летописи, государство занималось орошением долины реки и даже имело свое войско. Храмы того периода были простыми, а из-за отсутствия сохраненных памятников архитектуры судить об изобразительном искусстве можно только благодаря немногочисленным гробницам. Мастабы, как их именовали, имели форму усеченной, то есть будто бы частично отстроенной пирамиды, с погребальной камерой под землей, а также несколькими вспомогательными комнатами. Именно стены внутренних помещений покрывали росписями и рельефами. Учитывая, что каждая мастаба состояла из двух частей, видимой наземной и скрытой подземной, более важной для погребения считалась последняя. Мумию помещали в погребальную яму, а в верхней доле делали молельню.
Важно отметить, что египтяне еще за три тысячи лет до н.э достигли хорошего уровня знаний в астрономии и геометрии, а также развивали внешнюю морскую торговлю. Столицей первого государства стал Мемфис и правил в нем царь Менес, объединивший нижнее и верхнее царства.

Древнее царство, генетически связанное с Ранним, как второй по значимости период древнего Египта, включает правление последующих династий, с третьей по шестую. Государство стало единым, сильным, могущественным, появился экономический баланс и, что не менее важно, военно-политическое устройство. Естественно, это стало предпосылкой культурного расцвета и дало потомкам шикарное наследие. Самые существенные перемены во время перехода от одного периода к другому коснулись именно усыпальниц фараонов, поскольку в других отраслях ничего глобально не менялось, а правящие династии были родственны друг другу. Кстати, на тот момент столицей все еще являлся Мемфис. Первые египетские пирамиды, которыми теперь восхищается весь мир, мобилизовали множество крестьян и ремесленников. Разумеется, это было очень масштабное и серьезное строительство. Причины изменения формы усыпальниц и отказ от привычных масштабов досконально не известны, однако понятно, что это могло быть самодержавное решение владыки.
Социальной системе Древнего Египта позавидовали бы некоторые современные государства, поскольку она была грамотной и пирамидальной. На вершине, располагая абсолютной властью, находился фараон. Он считался воплощением бога и был собственником всего, например земель, всего, что на них растет и обитает. Законодательная, исполнительная и, конечно, судебная власти находились в руках владыки и полностью им контролировались. Далее следовали вельможи, служащие и рабочие отряды. Многочисленные сохранившиеся документы, опяснительные надписи в гробницах и бессчетное количество изображений показывают схему царского хозяйства и указывают на существование храмовых и личных, частных хозяйств.
Дельта с долиной дали возможность народу активно заниматься земледелием, поэтому государство делало большой акцент на орошении земель. До этого ирригационное землепашество тоже преобладало, поскольку сама уникальная природа даровала египтянам эту уникальную возможность, однако практически вся почва страны была наносной, поэтому население ежегодно зависело от уровня наводнений и естественного регулирования плодородности водных осадков. Птицеводство, скотоводство, рыболовство и даже садоводство кормили всю страну, а выращенное зерно, например, часто отправляли вниз по Нилу. Виноградарство и взращивание льна дали напитки и одежду, поэтому государство было самодостаточным и процветающим. Орудия из камня и меди значительно повысили уровень производительности и дали возможность развивать строительство, отсюда разрастающиеся города и поселения.
Все бы и было замечательно, но после окончания правления шестой династии мемфисский царей страна распалась на множество княжеств и поделилась на номы. Конечно, это сулило неизбежный упадок и наступление переходного периода.
В общих чертах всю эпоху Древнего царства отлично иллюстрирует один интереснейший факт, который, кстати, в мировой истории является уникальным. Фараон Пепи II, из последней правящей династии, был на троне долгих 94 года и до сих пор этот период является длиннейшим царствованием.

Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира. Возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.

География и природные условия

Границы собственно древнего Египта резко очерчены самой природой —

  • южным его пределом были труднопроходимые первые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1300 км от Средиземноморского побережья;
  • с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья;
  • с востока подступали безжизненные каменистые горные отроги.

Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км. Лишь в двухстах километрах от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет). Истоки Нила, расположенные за тысячи километров от Египта, не были известны египтянам, а именно там следует искать причины своеобразного водного режима реки, тех ее особенностей, которые на протяжении тысячелетий оказывали огромное влияние на многие стороны жизни древних жителей страны. В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил.

Стремительный Голубой Нил берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана, навстречу ему, через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, порой в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет.

Остров Филе около первых порогов Нила. На острове храм Хатхор, позднее был ассоциирован с Исидой.

Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.

Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев. Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины блестит, как черный лак. Кемет, что значит Черная, называли свою страну ее древние жители, отмечая весьма существенный признак: в суровых природных условиях Северной Африки с ее жарким и сухим климатом, в окружении безводных пространств каменисто-песчаных пустынь, только на почве, созданной и обводненной Нилом, только на этой наносной черной земле появилась и сама возможность поселения людей, основным источником существования которых стало ирригационное земледелие.

Палетка в виде слона. Граувакки. Ок 3650-3300 до н.э. Была найдена в богатой гробнице близ Иераконополя, Верхний Египет.

Неприветливо должна была встретить первых людей пойма Нила: непроходимые заросли нильского тростника - папируса - и акаций вдоль берегов, обширные болота низменной Дельты, тучи насекомых, хищные звери и ядовитые змеи окрестных пустынь, множество крокодилов и бегемотов в реке и, наконец, сама необузданная река, в период паводка могучим потоком сметающая все на своем пути. Неудивительно поэтому, что впервые люди поселились в самой долине только на стадии неолита, имея уже довольно совершенные каменные орудия и разнообразные производственные навыки, да и пришли они сюда под давлением внешних условий.

Изменения климата и приход первых людей

Климат Северной Африки 10-12 тыс. лет тому назад был менее засушлив, чем теперь. Еще недавно завершилось таяние льдов, покрывавших часть Европы в конце Ледникового периода. Над Северной Африкой проносились влажные ветры, выпадали обильные дожди, и на месте теперешних пустынь была саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. Охотничьи племена, находившиеся на стадии мезолита и раннего неолита, жили на просторах теперешней Сахары. Это они оставили нам наскальные рисунки, изображающие слонов, страусов, жирафов, антилоп, буйволов, динамичные сцены охоты на них. Все эти животные - не обитатели пустынь. Свидетелями более мягкого климата в прошлом служат и многочисленные вади - сухие русла рек, некогда с запада и с востока впадавших в Нил.

К V тыс. до н.э. ослабляется влияние влажных ветров, в Северной Африке наступает засушливая пора, понижается уровень грунтовых вод, саванна постепенно превращается в пустыню. Тем временем некоторые охотничьи племена, приручая животных, успели стать пастушескими. Наступавшая сушь все более заставляла эти племена тянуться к иссякающим притокам Нила. Именно вдоль вади и были обнаружены многочисленные стоянки племен, находившихся на стадии позднего палеолита.

Наступление пустыни продолжалось, высыхали последние нильские притоки, люди вынуждены были все ближе и ближе подступать к самому Нилу. Эпоха неолита (вплоть до IV тыс. до н.э.) связана с появлением пастушеских племен у предела самой Нильской долины, с приобретением ими первых навыков земледелия.

Археологические раскопки поселений эпохи позднего неолита, относящихся к VI-IV тыс. до н.э., показывают, что жители их вели уже вполне оседлый образ жизни, занимались земледелием (до нас дошли каменные зернотерки, деревянные серпы с кремневыми зубцами-вкладышами, зерна ячменя и пшеницы-двузернянки), скотоводством (обнаружены кости быков, баранов, свиней), охотой, рыболовством, собирательством. Жители этих поселений, расположенных, как правило, по краю долины, еще робели перед Нилом и не предпринимали попыток обуздания реки.

Создание системы орошения

Костяная статуэтка с глазами из лазурита. Период Накада I (ок. 4000-3600 до н.э.). Верхний Египет.

С появлением медных орудий, со вступлением в эпоху энеолита (меднокаменный век), люди начинают решительное наступление на Нильскую долину. В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.

Так в первой половине IV тыс. до н.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который в тамошних условиях созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной. Обильные и устойчивые урожаи обеспечивались тем, что во время разлива египетская почва ежегодно восстанавливала свое плодородие, обогащаясь новыми отложениями ила, который под воздействием солнечного тепла имел способность выделять соединения азота и фосфора, столь необходимые для будущего урожая. Следовательно, египтянам не надо было заботиться об искусственном поддержании плодородия почвы, которая не нуждалась в дополнительных минеральных или органических удобрениях. Еще важнее то, что ежегодные разливы Нила препятствовали засолению почв, которое было бедствием для Месопотамии. Поэтому в Египте плодородие земли не падало на протяжении тысячелетий. Процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей был длительным и охватил, по-видимому, целиком все IV тыс. до н.э.

Изменение в социальной структуре племен долины

Каждый коллектив людей, каждое племя, осмелившиеся спуститься в долину Нила и поселиться в ней на немногих возвышенных и недоступных наводнению местах, немедленно вступали в героическое единоборство с природой. Приобретенный опыт и навыки, целенаправленная организация, упорный труд всего племени в конце концов приносили успех - осваивалась малая часть долины, создавалась небольшая автономная ирригационная система, основа хозяйственной жизни коллектива, соорудившего ее.

Вероятно, уже в процессе борьбы за создание ирригационной системы происходили серьезные изменения в общественной жизни родо-племенной общины, связанные с резким изменением условий жизни, труда и организации производства в специфических условиях Нильской долины. О происходивших событиях мы не имеем почти никаких данных и вынуждены реконструировать их совершенно гипотетически.

Сосуд из горной породы — брекчии. Додинастический период или Ранее царство (3100-2686 гг. до н.э.)

По всей вероятности, в это время существовала соседская земельная община (в исторический период фараоновского Египта явственных следов существования сельской общины не обнаружено). Претерпевали изменения и традиционные функции племенных вождей и жрецов - на них возлагалась ответственность за организацию сложного ирригационного хозяйства и управление им. Tаким образом, в руках вождей и их ближайшего окружения концентрировались экономические рычаги управления. Это с неизбежностью должно было повлечь за собой начало имущественного расслоения. Экономически господствовавшая группа нуждалась в создании средств для сохранения сложившегося в ее пользу положения в обществе, и такие средства политического господства над подавляющим большинством членов общины, видимо, создавались уже в это время, что, естественно, с самого начала должно было налагать определенный отпечаток на характер самой общины. Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином .

Создание государства в Древнем Египте

Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных, там же находился и храм местного божества (следует отметить, что эта реконструкция, сделанная на основании более поздних данных — археологически додинастические города нам практически неизвестны).

Войны номов и их объединение

Стоящая женщина. Дерево. Абидос, храм Осириса. Раннее царство ок. 3100–2649 гг. до н.э. Хранится в Метрополитен музее, Нью-Йорк, США.

К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями, номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами.

Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно-хозяйственных единиц, однако сохранив свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков. От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. Мы видим кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома-победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям. В конце концов где-то во второй половине IV тыс. до н.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил верхнеегипетские номы.

Здесь следует сделать следующее отступление. Из-за того что древнеегипетское письмо (в отличие от месопотамской клинописи) не передает гласных, ученым приходится реконструировать истинное древнее звучание египетских слов и собственных имен косвенными способами, главным образом по дошедшим через другие системы письма данным о более позднем звучании египетских собственных имен (II-I тыс. до н.э.). Эти реконструкции до сих пор остаются очень ненадежными, большинство египтологов продолжают пользоваться условными, заведомо неточными чтениями. В этих условных чтениях дается большинство египетских собственных имен в разных книгах. Некоторые имена даются в дошедших до нас древнегреческих транскрипциях, а некоторым городам оставлены названия, которые им давали греки в эпоху поздней древности, например Мемфис (в условном египтологическом чтении Мен-нефер), Фивы (в условном египтологическом чтении Уасет), Буто, Иераконполь, Гелиополь.

Терракотовая фигурка женщины. Период Накада II (ок. 3500-3400 гг. до н.э.). Хранится в Бруклинском музее, Нью-Йорк, США.

Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеепшетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории.

История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном верхнеегипетских. Мало мы знаем и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тыс. до н.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна.

Экономическая обусловленность объединения номов

Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления.

Гребень из слоновой кости. Из гробницы близ Абидоса. I династия (правление Джета — 2860–2830 гг. до н.э.).

Сама природа как бы позаботилась о том, чтобы Верхний и Нижний Египет экономически дополняли друг друга. В то время как узкая верхнеегипетская долина почти сплошь использовалась под пашню, а угодья для выгона скота здесь были весьма ограниченны, в просторной Дельте большие пространства земли, отвоеванные у болот, можно было использовать также и как пастбища. Недаром существовала засвидетельствованная позже практика доставки в определенное время года верхнеегипетского скота на пастбища Нижнего Египта, ставшего центром египетского скотоводства. Здесь же, на Севере, была расположена большая часть египетских садов и виноградников.

Так к концу IV тыс. до н.э. завершился наконец продолжительный так называемый додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности, по-видимому первоначально вызванной к жизни хозяйственными потребностями нарождавшегося государства. С этого времени начинается история династического Египта.

Население Древнего Египта и их соседи

Народ, освоивший Нильскую долину и создавший в столь глубокой древности великую самобытную цивилизацию, говорил на египетском языке, ныне мертвом. Первые письменные памятники на этом языке восходят еще к концу додинастической эпохи, последняя иероглифическая надпись датируется IV в. н.э.. Следует сказать, что поздний египетский (коптский) язык существовал в Египте наряду с арабским и в средние века, а в отдельных местностях дожил до начала нового времени.

Старый египетский язык относился к одной из африканских групп афразийских, или семито-хамитских, языков. Однако много косвенных данных говорит о том, что племена, осевшие в долине Нила, не были этнически едины и отличались по своим говорам. Естественно, что в течение многотысячелетнего существования этническая разнородность постепенно сглаживалась.

Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик). В соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин - в желтоватый. Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим:

  • западных соседей египтян - светлокожих голубоглазых ливийцев;
  • восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, - высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками;
  • южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми;
  • встречаются на рельефах и черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.

Периодизация истории династического Египта

Фрагмент палетки, изображающей быка, убивающего врага. Поздняя Нагада (ок. 3300-3100 гг. до н.э.)

Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя до Александра Македонского, примерно с XXX в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. , жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинения, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. н.э.. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, так как это отрывки из книги человека, описавшего великую историю своей страны, основываясь на хорошо доступных ему и уже безвозвратно утраченных подлинных египетских документах.

Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства. Каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. И если манефоновское деление египетской истории на три больших периода на самом деле отражает определенные качественные этапы в развитии страны, то такая равномерная раскладка династий по царствам представляется условной, да и сами эти династии, как можно убедиться, - образования весьма условные.

В основном манефоновская династия охватывает представителей одного царствующего дома, но нередко, по-видимому, может вмещать в себя несколько неродственных правящих домов, а однажды два царственных брата отнесены к двум разным династиям. Несмотря на это, наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта — первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, - в Позднее царство.

Раннее царство

Раннее царство - это время правления в Египте I и II манефоновских династий, охватывающих более чем двухсотлетний период истории династического Египта (ок. 3000-2800 гг. до н.э.).

Объединение Египта

Манефон считает объединителем Египта царя по имени Менес (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествить с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя («Хор Боец»). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта.

По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менеc же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал признать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.

Цари первых двух династий были родом, скорее всего, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства - Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола - Хор, покровитель большинства царей Раннего царства.

Экономическое развитие

Об уровне развития производительных сил тогдашнего общества можно судить по орудиям производства, в изобилии дошедшим до нас из раннединастических погребений. Это прежде всего изделия из меди - плоские рабочие топоры, ножи, тесла, гарпуны, рыболовные крючки, вилы, наконечники деревянных мотыг; кроме того, боевые топоры с закругленными лезвиями, кинжалы, чаши и сосуды различных форм.

Медные инструменты из гробницы фараона Хотесемеуи (II династия). Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания.

Но наряду с медными найдено много и каменных, особенно кремневых орудий и предметов обихода различного назначения. В погребениях найдены также деревянные орудия труда, изделия из слоновой кости, украшения из египетского фаянса (египетским фаянсом называется особая пластичная масса, при обжиге затвердевавшая и обретавшая стекловидную поверхность обычно голубого цвета), разнообразная керамическая посуда, изготовленная еще без применения гончарного круга. В строительстве применялись в основном необожженный кирпич, дерево. Использование же камня в строительстве было еще очень ограниченно и носило вспомогательный характер (притолоки и т.п.).

Итак, Египет периода Раннего царства жил в эпоху медно-каменного века. Но уже была создана и постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность использовать преимущества природных условий Нильской долины. Все это способствовало тому, что при низком еще техническом уровне был достигнут огромный рост производительности труда, прежде всего в земледелии, появился прибавочный продукт, следовательно, возникла и возможность его присвоения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Быстрому прогрессу страны способствовало также то, что почти все необходимое для себя египтяне находили или в самой долине, или же в непосредственной близости от нее. Повсюду встречались разнообразные породы камня, в том числе мягкого, легкого в обработке известняка. Рощи акаций, в это время еще обширные, давали строительный лес, некоторые сорта древесины доставлялись из Ливана морем, другие получали из Центральной Африки. Заросли , который широко применялся египтянами как для производства своеобразной «бумаги», так и для плетения папирусных судов, использовавшихся при рыбной ловле и охоте на водоплавающую птицу в тихих заводях Дельты, также были неисчерпаемым источником сырья. Молодые побеги папируса шли в пищу. Нил славился изобилием рыбы, основного нерастительного продукта питания простых египтян.

Костяная бирка с ремешка. Фараон Ден — I династия. Ок. 2985 г. до н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания.

Из злаковых культур, выращивавшихся в Египте в период Раннего, а также Древнего царства, основной культурой был ячмень, который со временем стал отчасти вытесняться пшеницей-двузернянкой. Этот вид пшеницы, иначе эммер или полба, - один из древнейших культурных злаков, почти вытесненный впоследствии более урожайными видами пшеницы. Широко было развито скотоводство. Памятники свидетельствуют о существовании различных пород крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, свиней. Развиваются (особенно интенсивно в Дельте) садоводство, огородничество, виноградарство. Дошедшие до нас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества. Египтяне занимались также рыболовством, разведением водоплавающей птицы, охотой.

Становления государственного аппарата и социальное расслоение

Создание и упрочение единого государства - процесс сложный и длительный, растянувшийся практически на весь период Раннего царства. Объединение Египта не могло конечно, не внести существенных изменений в структуру управления страной, руководства огромной ирригационной системой Египта, забота о расширении, усовершенствовании, нормальном функционировании которой лежала на царской администрации.

Период Раннего царства - это время становления общеегипетского государственного аппарата. Надписи I и II династий изобилуют названиями многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах, на протяжении всего Раннего царства. Эти изменения связаны, по-видимому, с поисками оптимальных форм управления, а также учета и распределения производимых материальных ценностей.

Очень скудны и фрагментарны наши знания об общественных отношениях египтян во времена Раннего царства. Известно, что существовало большое многоотраслевое , включавшее в себя пашни и пастбища, виноградники и сады, пищевое ведомство, ремесленные мастерские и судостроительные верфи. Оттиски печатей царского хозяйства I и II династий дошли до нас не только из царских гробниц, но и из погребений тогдашних вельмож и многочисленных мелких чиновников, которые, по-видимому, получали довольствие из царского хозяйства.

Гробница фараона Джера — I династия в Абидосе. Ок. 2999–2952 гг. до н.э.

Естественно предположить, что кроме царского хозяйства - «дома царя» и «дома царицы» - должны были существовать и нецарские хозяйства. Однако сведения о них практически отсутствуют. Но если судить по роскошным для того времени погребениям знати, немногим отличающимся от царских погребений, знать эта, происходившая из номов и тесно с ними связанная, сохраняла большую экономическую самостоятельность и, вероятно, располагала еще значительными . О людях, работавших в царском хозяйстве и в хозяйствах знати, и методах эксплуатации людей, вовлеченных в эти хозяйства, мы сведений не имеем, они появятся в более поздний период, уже в эпоху Древнего царства. Анализ погребений периода I и II династий позволяет только сделать вывод о резком имущественном неравенстве в Египте уже в эту раннюю пору его общественного развития: наряду с богатыми погребениями знати известны более скромные погребения людей, занимавших, вероятно, определенное положение в египетском административном и хозяйственном аппарате, в хозяйствах царя и вельмож. Были обнаружены и совсем бедные погребения (просто неглубокие ямки на краю пустыни) низших слоев египетского общества.

Внешняя и внутренняя борьба в период первых династий

Мало что мы знаем и об исторических событиях тех далеких веков. Цари первых двух династий вели постоянные войны с ливийскими скотоводческими племенами, захватывая много скота, приводя в Египет пленных. Появлялось египетское войско и в горах Синая, защищая медные копи от набегов переднеазиатских пастушеских племен. Египтяне проникают также за первые нильские пороги, в Нубию. Но больше всего сведений дошло до нас о военных столкновениях в Нижнем Египте: борьба с непокорным и бунтующим Севером продолжается до конца II династии.

Еще Менесу приписывается основание «Белых стен» () - города, возникшего на левом берегу Нила в преддверии Нижнего Египта на стыке его с Верхним Египтом, - крепости и опорного пункта господства южан над Дельтой. Междоусобные войны на Севере завершились окончательной победой Юга при царе II династии , который жестоко подавил последнее восстание в Дельте. Символически изображая свою победу над Нижним Египтом на подножиях двух своих статуй, он приводит на них и цифры павших в этой последней битве врагов - около 50 тыс. северян.

В период Раннего царства происходит и какая-то внутридинастийная борьба, внешним выражением которой стала замена в тронном имени царя бога Хора, божественного покровителя царей Раннего царства, богом Сетхом - вечным противником Хора. Затем был достигнут временный компромисс, и имена Хора и Сетха соседствуют в тронном имени одного из царей II династии. Но впоследствии же Хор одерживает полную победу над своим противником, и Сетх изгоняется из тронного царского имени.

Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в истории Египта - эпоху Древнего царства. Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее распространенному мнению, к одному из названий этого города - Хет-ка-Птах, что значит «Усадьба двойника Птаха» - главного бога столицы, - и восходит греческое Айгюптос и наше наименование страны - Египет. От себя добавим, двойник (ка) - по представлениям египтян, точная копия человека и бога, тесно связанная с изображениями и живущая практически вечно. Идея двойника породила огромное количество настенных и статуарных изображений в храмах и гробницах, являющихся важнейшим источником для изучения различных сторон жизни древнего Египта.

Земледелие и скотоводство появляются на территории Египта около X–IX тыс. до н. э. Возможно, эти занятия, а также некоторые виды сельскохозяйственных культур и животных проникают сюда из Восточного Средиземноморья: археологическая культура Хелуана

– первая культура производящего хозяйства в Египте – считается ответвлением натуфийской культуры с центром в Сирии и на юго-востоке Малой Азии. В это время и позднее, вплоть до V тыс. до н. э., климат Египта был более влажным, чем в историческую эпоху: Нил имел притоки, в его долине водились крупные животные, росли деревья и выпадали осадки. Соответственно, хозяйство древних обитателей Египта еще не стало полностью зависимым от разливов Нила и не было ирригационным. Наряду с земледелием, сохраняли свою роль в качестве основных, а не вспомогательных занятий охота и рыбная ловля. Трудно сказать, к какой этнической группе принадлежали жители Египта

того времени: носители натуфийской культуры с наи-

большей вероятностью были частью так называемой

ностратической общности , еще в XIV–XIII тыс. до н.

э. находившейся в Центральной и Восточной Малой Азии (ее дальнейший распад породил общности, развившиеся далее в целый ряд языковых семей, включая индоевропейскую). Однако связь культуры Хелуана с натуфийской совершенно не обязательно означает миграцию носителей последней из Азии в Африку.

В VI–V тыс. до н. э. климат Египта и вообще Северной Африки становится суше (наступает первая за время существования у человечества производящего хозяйства эпоха аридизации – установления более засушливого климата): в частности, начинает превращаться из саванны в пустыню Сахара, где в IX–VIII тыс. до н. э. обитала общность людей, ставшая основой всех на-

родов афразийской (семито-хамитской) семьи. Рас-

пад этой общности (из-за невозможности сохранения в условиях аридизации ее прежнего образа жизни – скотоводства с развитым подсобным земледелием) привел к появлению на территории Египта (вероятно, в V тыс. до н. э.) предков египтян исторического времени. Облик этого народа хорошо известен по многочисленным изображениям на памятниках Древнего Египта: это были люди стройных пропорций, со смуглым цветом кожи (более светлыми изображались женщины, возможно, избегавшие загара). В классификации

человеческих рас египтяне принадлежат к европеои-

дам. По-видимому, этот народ проник в Египет с запада, с территории будущей Ливийской пустыни (позднее сюда пришли племена собственно ливийцев , также принадлежавших к афразийской семье, причем они были еще ближе к исконному чисто европеоидному облику афразийцев, чем более смуглые египтяне). В V тыс. до н. э. неолитические поселения появляются сначала в Фаюмском оазисе, затем спускаются к долине Нила (в районах современного Меримде-Бени-Саламе на юге Дельты, а позднее Тасы и Бадари в Среднем Египте). В Египте, таким образом, с этого времени и вплоть до возникновения единого государства в конце IV тыс. до н. э. существует последовательность археологических культур, непрерывность и внутренняя взаимосвязь которой позволяет с уверенностью отождествить уже обитателей Фаюмского оазиса V тыс. до н. э. с афразийцами-египтянами. В то же время земли к югу от Египта заселялись предками нубийцев – народами кушитской группы афразийской семьи. Они принадлежали к другой части исходной афразийской общности, мигрировавшей сначала на юг (к озеру Чад, где осели и ассимилировали местных негроидов афразий- цы-чадцы), а затем на восток. Здесь кушиты отделились от ушедших в Азию через Баб-эль-Мандебский пролив семитов и через Эфиопское нагорье спустились в долину Нила. Понятно, что за время этих мигра-

ций через Африку кушиты, в отличие от египтян и тем

более ливийцев, восприняли целый ряд расовых черт негроидов, которые сохраняют до сих пор.

На рубеже V–IV тыс. до н. э. пересыхание притоков Нила заставило египтян окончательно спуститься в самую его долину, а сокращение осадков – начать создание системы речной ирригации. Полностью она сложи-

лась в так называемый первый додинастический пе-

риод 13 (или время археологической культуры Амра / Нагада I; 1-я пол. IV тыс. до н. э.). На протяжении этого времени египтяне жили достаточно многочисленными сельскими общинами, которые, благодаря успехам в освоении ирригационной техники, становились все более зажиточными. В этих общинах уже имелись освобожденные от труда в полях профессиональные ремесленники, которые давно освоили производство керамической посуды и теперь изготавливали мелкие орудия (иглы, рыболовные снасти) из меди. Однако имущественного расслоения в обществе еще не было.

Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского об-

13 Додинастический период охватывает время, предшествующее образованию в Египте централизованного государства под властью одной династии.

щества происходит с началом второго додинастиче-

ского периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время ар-

хеологических культур Герзе / Нагада II и Семайна / Нагада III). Поселения людей этого времени укрупняются, достигая уже размеров ранних городов (городища Иераконполя, современный Ком эль-Ахмар; Нагады – древний Коптос и др.). Погребения начинают различаться по богатству помещаемого в них инвентаря, что указывает на выделение в обществе имущественной элиты. На некоторых предметах можно обнаружить отдельные знаки, известные по более поздней древнеегипетской иероглифике, следовательно, внутренняя жизнь общества стала настолько сложна, что возникла необходимость фиксировать события с помощью письма.

Многие находки этого периода (цилиндрические печати, керамические сосуды с волнистыми ручками, изображения особого типа ладей) имеют столь четкие аналогии в археологических комплексах Азии, что некоторые исследователи склонялись к мысли о завоевании Египта вторгнувшимся с Востока более развитым народом (так называемой династической расой , якобы создавшей Египетское государство). В действительности эти аналогии объясняются сходной (конвергентной) эволюцией материальной культуры различных регионов, а также интенсивными торговыми контактами и обменом опытом между Египтом и Восточ-

ным Средиземноморьем (а через него – и более от-

даленными странами), вызванными нехваткой в долине Нила многих необходимых материалов. Особенно ярким примером того, насколько далеко могли простираться торговые связи, служат обнаруженные в Египте предметы из лазурита, месторождения которого находятся на юге Средней Азии.

Характерные особенности памятников второго додинастического периода (размеры поселений, различия в качестве погребений, вероятное зарождение письменности) указывают на то, что уже к его началу египетское общество достигло уровня ранней государственности. На этом этапе возникает потребность в особой обширной прослойке людей, профессионально занятой делами управления. Как известно по примерам многих ранних обществ, первые государства

– номы 14 были невелики по размерам и возникли из объединений общин, которые вели на компактной территории совместную хозяйственную деятельность и тяготели к общему культовому центру (одновременно

месту хранения общих запасов, размещения ремесленных мастерских, центру местной торговли). Такими центрами и стали крупные поселения второго додинастического периода. Потребность египетских общин в объединении (как и в других странах Востока с

ирригационной экономикой) возникает особенно рано

из-за необходимости совместной деятельности по созданию оросительных систем. Именно этой деятельностью начинает руководить возникающая государственная власть.

В историческое время Верхний Египет делился на 22, а Нижний – на 20 небольших провинций-номов (егип. сепат). Управителей таких провинций, нередко передававших свои полномочия по наследству, исследователи обозначают греческим термином «номарх». Каждый ном был самодостаточен в хозяйственном отношении, имел собственную систему культов и при ослаблении центральной власти мог стать самостоятельным. Считается, что номы исторического времени восходят к древнейшим государствам второго додинастического периода. Вряд ли это может быть иначе, тем более что священные символы номов («штандарты») встречаются в изображениях на памятниках конца этого периода. Однако из-за отсутствия современных ему или хотя бы поздних письменных источников или преданий никаких более подробных сведений о внутреннем устройстве и истории номовых государств Египта (в отличие, к примеру, от Месопотамии) у нас нет.

Долгое время считалось, что в результате войн между номовыми государствами долины и Дельты Нила на протяжении второго додинастического периода

образовались два крупных государства – Верхнееги-

петское, со столицей в Иераконполе (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, современный Телль эль-Фараин15 ).

Оба этих города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Ранее предполагалось, что к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну. Однако новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным.

По-видимому, ко 2-й половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных, состоявших из более чем одного нома, государств. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались царства с центрами в городах Тинис (центральная и средняя части Верхнего Египта), Иераконполь (юг Верхнего Египта) и Нагада (район будущих городов Коптос и Омбос). Правители Тиниса принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи

15 В большинстве случаев наиболее употребительны в современной науке названия египетских городов и населенных пунктов, данные им древними греками в I тыс. до н. э. Наряду с ними мы указываем в скобках древнеегипетские названия важнейших из этих поселений и их современные названия, данные им после арабского завоевания Египта в

будущего важного религиозного центра – города Аби-

дос. В Иераконполе также был распространен культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. В Нагаде чтился бог Сет – мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзинки, в дальнейшем – парной белой короны.

Иераконпольское царство старалось подчинить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское – области Нижнего Египта. При этом они поддерживали между собой более тесные связи, чем с разделявшим их государством Нагада, по всей видимости, в обход него, по караванным путям за пределами долины Нила.

Какие государства существовали в это время в Нижнем Египте, трудно сказать из-за скудости археологических данных. Вероятно, интерес для верхнеегипетских правителей представляли прежде всего области вдоль двух основных русел Дельты, дававшие выход к морским торговым путям Средиземноморья (центром одной из этих областей на западе Дельты действительно мог быть Буто). Высказывалось предположение, что если условия Верхнего Египта, с узостью на всем его протяжении речной долины и высокой взаимозависимостью ирригационных систем отдельных номов, а за-

тем и их союзов, с самого начала порождали автори-

тарную власть правителей и высокие темпы объединения всего региона, то в Нижнем Египте, децентрализованном благодаря наличию нескольких рукавов Нила, в додинастическое время так и не сложилось ни сильной царской власти, ни единого государства.

Правителей Тиниса и Иераконполя, известных по ряду памятников того времени, современные исследователи условно объединяют в «0-ю » династию . Имена этих правителей связаны с Хором и, судя по всему, означали, что цари – земные проявления этого бога, и при этом нередко представляли собой обозначение какого-нибудь свирепого животного или агрессивный эпитет. На памятниках их изображали одерживающими или празднующими военные победы либо совершающими важные ритуалы. Например, на навершии булавы иераконпольского царя по имени Скорпион он изображен прокладывающим первую борозду в начале сельскохозяйственных работ. Постепенно сцены военного триумфа правителей вытесняют распространенные ранее сюжеты коллективной охоты или сражений с участием целого войска.

По совокупности этих признаков можно судить, что цари конца второго додинастического периода в Египте – это правители-военачальники, не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны общинных и номовых органов управления – советов старей-

шин и собраний полноправных общинников-воинов.

По общим закономерностям развития номовых государств на заре их существования власть в них должна была принадлежать как раз таким учреждениям. Однако в Верхнем Египте вследствие интенсивности его политического развития и объединения этот начальный этап очень быстро сменился единоличной властью подчинивших себе номовые органы власти военачальников. Эти правители приобрели, помимо военных полномочий, также и функции верховных жрецов – вершителей ритуала и руководителей государ- ственно-храмовых хозяйств, управляющих экономической жизнью своих государств. Свою власть они передавали по наследству, а ее связь с ритуалом, посредством которого устанавливался жизненно необходимый контакт с богами (в рассматриваемую эпоху это качество правителей обозначалось их Хоровыми именами), привела к ее сакрализации и зарождению цар-

ского культа.

Именно отношение к культу, связанному с Хором, стало, похоже, важнейшим критерием для выделения

в структуре общества объединяющегося Египта нескольких социальных слоев. В более позднее время

в памятниках и текстах религиозного характера встречаются термины « пат » («знать» с оттенком привилегированного положения в религиозной сфере), «рехит » («народ» – слово, передававшееся на пись-

ме характерным изображением птицы с переломан-

ными крыльями, что символизировало ущемленность этой категории в культовом отношении) и «хенмемет » («солнечный народ» – в мифологических текстах спутники бога солнца в его ладье, совершающей плавание по небу).

Слово «пат» является составной частью слова «репат» или «ирипат» (букв. «уста знати» либо «относящийся к знати») – по сути дела, единственного египетского термина власти, который предполагает, что она не принадлежит правителю неотъемлемо, а предоставлена ему какой-то группой людей. Возможно, первоначально термин «пат» должен был обозначать полноправное свободное население (по аналогии с другими ранними обществами, очевидно, общинников) государства, которое под знаменем своего исконного культа бога Хора вело успешные завоевания и в итоге объединило страну (т. е. Тинисского царства). Словом «рехит», вероятно, называли обитателей присоединяемых к нему областей, по крайней мере на первых порах не получавших равноправия с его первоначальными подданными (прежде всего доступа к чужим для них египетским культам).

Термин «хенмемет», согласно истолкованию отечественного египтолога XX в. О. Д. Берлева, относился к дружинникам – реальному окружению царя, сопровождавшему его подобно мифологическим спутникам

солнца (в IV – начале III тыс. до н. э. бога Хора, изо-

бражавшегося, кстати, и в виде плывущего в ладье по небу сокола), т. е. людям, которые были связаны с государством и его культами через правителя независимо от их исконной принадлежности к пат или рехит.

Заметим, что подобная структура общества, переживающего пору становления государственности, характерна не только для Египта – не случайно первые интерпретаторы терминов «пат» и «рехит» сразу вспомнили о терминах ранней Римской республики «патриции» и «плебеи».

Более поздняя мифологическая традиция о борьбе Хора и Сета и победе первого, совмещение в символах власти царей единого Египта белой и красной корон, притом что «первенство» в этом едином венце явно отдавалось белой, наводят на мысль о противостоянии союза Тиниса и Иераконполя с Нагадой, окончившемся ее поражением. Уже в изображениях на навершии булавы царя Скорпиона присутствуют символы власти и Иераконполя, и Нагады. По-видимому, следующим этапом стало объединение Тиниса и Иераконполя и образование прочного единого государства в границах всего Верхнего Египта. Это должно было произойти около XXXI в. до н. э. при тинисском царе Нармере («Свирепый Сом»), который объединяет в изображениях на своих памятниках символы власти уже всех прежних верхнеегипетских государств. После это-

го Нармер мог с новыми силами приступить к завое-

ванию Дельты и лежащих к западу от нее ливийских областей. Об этом рассказывают триумфальные сцены и пиктографические записи его знаменитой монументальной палетки.

Объединение Египта

(ок. XXXI в. до н. э.)

Победоносные войны в Нижнем Египте вел не только Нармер , но и некоторые его предшественники из «0- й» династии. Однако основателем I общеегипетской династии (и, стало быть, настоящим объединителем страны) сами египтяне считали сына Нармера Менеса (или Аха – егип. «Воитель»; ок. 2-й пол. XXXI в. до н. э.16 , дополняя такую датировку указанием принадлежности того или иного царя к одной из тридцати династий в последовательности, зафиксированной Манефоном).

Именно Менес построил в стратегически важном пункте на границе Верхнего и Нижнего Египта укрепленный город Мемфис (егип. Инеб-хедж – «Белая стена», позднее Меннефер, досл. «Благое пребывание»,

16 Датировка событий египетской истории конца IV–III тыс. до н. э. с точностью до года практически невозможна, поэтому мы приводим даты важнейших событий этого времени с точностью до половины или в лучшем случае четверти столетия.

в связи с сооружением рядом с этим городом пирами-

ды царя VI династии Пепи I). Сюда стало стекаться окрестное население. Хотя область Тиниса, откуда Менес был родом, сохраняла свое значение (там по традиции сооружали свои гробницы и его преемники), настоящий центр страны переместился именно в Мемфис. Согласно преданию, рассказанному египетским жрецом Манефоном, Менес много воевал за пределами Египта (памятники говорят о его войнах в Нубии), а

в конце жизни был похищен богом, принявшим облик гиппопотама. Предания о Менесе очень похожи на эпическую традицию, обычно возникающую в общинной среде. Это служит важным показателем того, что в эпоху объединения Египта сельская община существовала, хотя, скорее всего, уже находилась под контролем государства.

Прочное объединение долины и Дельты Нила уже в

конце IV тыс. до н. э. позволяет назвать Египет самым ранним государством, сложившимся в масштабах целого региона, на Древнем Востоке и в истории человечества в целом. Скоротечность войн между древнейшими государствами Египта и сравнительная легкость

в установлении единой власти над всей его территорией были предопределены узостью его естественных границ и концентрацией населения вдоль единственного источника орошения – Нила.

Однако уже при Менесе военный, насильствен-