ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Иван алексеевич лакеев. Иван лакеев - биография, фотографии Белоусов иван алексеевич

Лакеев, Иван Алексеевич

(23.02.1908 - ?) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1937), генерал-майор авиации. Участник гражданской войны в Испании. Сбил 12 самолетов франкистов. Участник боев на Халхин-Голе и советско-финляндской войны. Во время Великой Отечественной войны командовал дивизией. Всего сбил лично 14 и в группе 20 самолетов. После войны до 1955 г. служил на ответственных должностях в ВВС.

  • - Ива́н V Алексеевич, царь с 1682. Сын царя Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской. После смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича Нарышкины провозгласили царём десятилетнего Петра Алексеевича...

    Москва (энциклопедия)

  • - царь с 1682. Сын царя Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской. После смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича Нарышкины провозгласили царём десятилетнего Петра Алексеевича...

    Москва (энциклопедия)

  • - русский царь в 1682 - 96. Сын русского царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. Был болезненным и малоспособным человеком...

    Русская энциклопедия

  • - Сын пономаря, брат П. А. Алексеева. Образование получил в Славяно-греко-лат. академии, откуда 25 мая 1755 был зачислен в Моск. ун-т в числе первых студентов. За успехи в учении дважды, в 1758 и 1759, награжден медалями...

    Словарь русского языка XVIII века

  • - - педагог, общественный деятель. Участвовал в организации и разработке основных положений об отдельных типах учебных заведений...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Народный депутат РФ, являлся членом фракции "Аграрный союз"; родился в 1938 г.; окончил Куйбышевский авиационный институт, кандидат исторических наук...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - д-р мед., р. 1813 г., † 1882...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - член Государственного Совета, действительный тайный советник, род. в 1751 г., ум. 22-го июня 1816 г. Начав службу в 1762 г., он в 1774 г. был обер-аудитором, во время первой турецкой войны находился при князе Н. В....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - действ. тайн. советн., сенатор, член Госуд. совета...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Советник аппарата Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, государственный советник РФ 3 класса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы, камерный певец. Род. в семье горнозаводчика А. К. Алчевского. Его мать X. Журавлева-Алчевская была видной деятельницей нар. просвещения...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал от кавалерии, из дворян войска Донского, род. в 1830 г. Образование получил в 1-м кадетском корпусе, из которого был выпущен в 1848 г. подпоручиком в лейб-гвардии Донскую батарею...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский партийный и государственный деятель. Родился в Петербурге в бедной мещанской семье. Член КПСС с 1907. В 1913 член Исполнительной комиссии Петербургского комитета РСДРП. Подвергался арестам и ссылкам...
  • - русский артист оперы. Окончил Харьковский университет. Пению обучался у своего брата Г. А. Алчевского, затем в Париже...

    Большая Советская энциклопедия

  • - , русский царь, сын Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской...

    Большая Советская энциклопедия

  • - певец. С 1910 в Большом и одновременно Мариинском театрах. Прославился исполнением партии Германа...

    Большой энциклопедический словарь

"Лакеев, Иван Алексеевич" в книгах

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ Иван Алексеевич Генерал-майор береговой службы РККАГенерал-майор ВС КОНРРодился 14 сентября 1893 г. в Юрьевце. Русский. Из семьи священника. В 1914 г. окончил Виленское пехотное училище. Участник Первой мировой войны. Штабс-капитан Русской Императорской Армии.

8. Иван Алексеевич Каблуков

Из книги Книга 1. На рубеже двух столетий автора Белый Андрей

АКУЛОВ Иван Алексеевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

АКУЛОВ Иван Алексеевич (12.04.1888 - 30.10.1937). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 02.10.1932 г. Член ЦК ВКП(б) в 1927 - 1930 гг. Член ЦКК РКП(б) - ВКПБ(б) в 1923 - 1925, 1930 - 1934 гг. Член КПСС с 1907 года.Родился в Петербурге в семье мелкого торговца-лавочника. Русский. В раннем детстве потерял отца,

Благовещенский Иван Алексеевич

автора Коняев Николай Михайлович

Благовещенский Иван Алексеевич

Из книги Генерал из трясины. Судьба и история Андрея Власова. Анатомия предательства автора Коняев Николай Михайлович

Благовещенский Иван Алексеевич Генерал-майор береговой службы.Генерал-майор ВС КОНР.Родился в городе Юрьевец Костромской губернии в 1893 году.Русский.В Красной армии - с 1918 года. В ВКП(б) - с 1921 года.В 1931 году окончил Академию им. Фрунзе. В 1937 году - Академию Генерального

Агеев Иван Алексеевич

автора Аполлонова А. М.

Агеев Иван Алексеевич Родился в 1908 году в деревне Торчково Алексинского района Тульской области в семье крестьянина. Учился в школе и занимался сельским хозяйством. Затем работал слесарем в промартели «Коммунар» в Туле. В 1930 году призван в ряды Советской Армии.

Воробьев Иван Алексеевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Воробьев Иван Алексеевич Родился в 1921 году в деревне Горбачево Одоевского района Тульской области в семье крестьянина. В 1938 году переехал в гор.Ефремов, работал электромонтером на заводе СК. В 1939 году по окончании аэроклуба поступил в Тамбовскую летную школу, где его и

Самсонов Иван Алексеевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Самсонов Иван Алексеевич Родился в 1922 году в деревне Сычевке Узловского района Тульской области. Работал маркшейдером на шахте. В Советской Армии с 1942 года. Кончил курсы среднего комсостава, после чего был командиром взвода минометчиков. Участник Сталинградской битвы.

БЕЛОУСОВ Иван Алексеевич

автора Фокин Павел Евгеньевич

БЕЛОУСОВ Иван Алексеевич 27.11(9.12).1863 – 7.1.1930Поэт, прозаик, переводчик, мемуарист. Член литературного кружка «Среда». Публикации в журналах «Русское дело», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Мир Божий», «Журнал для всех», «Нива» и др. Стихотворные

БУНИН Иван Алексеевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

БУНИН Иван Алексеевич 10(22).10.1870 – 8.11.1953Прозаик, поэт, переводчик, мемуарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1933). Стихотворные сборники «Стихотворения 1887–1891 гг.» (Орел, 1891), «Под открытым небом» (М., 1898), «Листопад» (М., 1901), «Избранные стихи» (Париж, 1929). Сборники

Вишняков Иван Алексеевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Вишняков Иван Алексеевич Родился 15 июня 1917 г. в селе Трибунки Тамбовской губернии. В 1933 г. семья переехала в Москву, где Иван, окончив ФЗУ, работал на Метрострое и учился в аэроклубе. В 1938 г. окончил Борисоглебское военное авиационное училище, где работал инструктором, позже

ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1666 - ум. 1696)Русский царь (1682–1696), сын Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской. Во время стрелецкого мятежа Иван V был посажен на престол 23 мая 1682 г. в качестве «первого царя» (его младший брат Петр (I) считался «вторым царем»).Царствование Ивана

Иван Алексеевич Бунин

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Иван Алексеевич Бунин 1870–1953 гг. Выдающийся русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе. Венец каждой человеческой жизни есть память о ней, - высшее, что обещают человеку над его гробом, - это память вечную. И нет той души, которая не томилась бы

Вышнеградский Иван Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Иван V Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИВ) автора БСЭ

Родился 23 февраля 1908 года в деревне Слобода (ныне Дзержинский район Калужской области). Окончил 7 классов. Работал в Ленинграде на заводе "Электросила", учился на рабфаке электромеханического института. С 1931 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1933 году - Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 107-й истребительной авиационной эскадрильи (83-я истребительная авиационная бригада Белорусского военного округа), с ноября 1936 года - старший лётчик.

С ноября 1936 года по 13 августа 1937 года принимал участие в гражданской войне в Испании. Был пилотом и старшим лётчиком, с мая 1937 года командовал 1-й эскадрильей истребителей И-16. Совершил 312 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 12 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения особого знака отличия ему вручена медаль "Золотая Звезда" № 63.

В ноябре 1937 года назначен командиром 68-й истребительной авиационной эскадрильи, а в июле 1938 года - командиром 16-го истребительного авиационного полка. С марта 1939 года - начальник отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА. Участвовал в боях с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 году. Боевую работу вёл в составе 70-го ИАП (некоторое время командовал полком) и Управления ВВС 1-й Армейской группы (заместитель командующего), выполнил несколько боевых вылетов на И-16, побед не имел. Зимой 1939-1940 гг. принимал участие в Советско-Финляндской войне.

С апреля 1940 года полковник И. А. Лакеев - заместитель начальника лётно-технической инспекции Главного управления ВВС РККА. 4 июня 1940 года ему присвоено звание генерал-майора авиации. С июля 1940 года - заместитель главного инспектора ВВС РККА по истребительной авиации. В апреле 1941 года снят с должности "за недостатки в работе" и назначен с понижением заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии в Луцке, летал на И-16.

С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. За большие потери, понесённые дивизией в начальный период войны, ещё раз понижен в должности. С января 1942 года по март 1943 года командовал 524-м истребительным авиационным полком, летал на И-16 и ЛаГГ-3. С апреля 1943 года и до конца войны командовал 235-й истребительной авиационной дивизией (в августе 1944 года преобразована в 15-ю Гвардейскую ИАД), летал на Ла-5 и Ла-7, лично сбил 1 самолёт-разведчик.

За свою долгую боевую деятельность И. А. Лакеев уничтожил не менее 13 самолётов противника (точный боевой счёт не установлен).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. Командовал истребительной авиационой дивизией в Средней Азии. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего 22-й Воздушной армии. С 1955 года Гвардии генерал-майор авиации И. А. Лакеев - в запасе. Жил в Москве. Умер 15 августа 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина (03.11.1937), Красного Знамени (02.01.1937, 04.07.1937, 29.08.1939, ...), Суворова 2-й степени (15.04.1944), Кутузова 2-й степени (29.05.1944), Богдана Хмельницкого 2-й степени (21.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (10.04.1985), Красной Звезды; медалями, иностранными орденами, в том числе орденом "За воинскую доблесть" Монгольской Народной Республики (10.08.1939).


* * *

Список известных воздушных побед И. А. Лакеева:

Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Из материалов прессы предвоенных лет:





Из фотоматериалов разных лет:

Этапы большого пути...

Иван Алексеевич Лакеев (23 февраля 1908, Калужская губерния - 15 августа 1990) - советский лётчик-истребитель, лётчик-ас, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Биография

Иван Алексеевич Лакеев родился в 1908 году в д. Слобода (ныне Дзержинский район Калужской области) в семье рабочего. Русский.

Окончил 7 классов школы и рабфак. Жил в Ленинграде, работал грузчиком, рабочим на заводе «Электросила». Учился на вечернем отделении Ленинградского электромеханического института. Член ВКП(б) с 1930 года.

В РККА с 1931 года. В том же году закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, затем, в 1933 году - Энгельсскую школу военных лётчиков.

С марта 1936 года - младший лётчик 107-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

В 1936 году, после начала Гражданской войны в Испании, руководством страны было принято решение о направлении туда советских военных специалистов-добровольцев. В начале ноября туда прибыла группа из 31 лётчика-истребителя 83-й бригады, среди которых был и лейтенант Лакеев. В ходе боевых действий командовал эскадрильей И-16. По некоторым данным за время командировки сбил лично 12 самолётов противника и 16 в группе, что делает его одним из самых результативных лётчиков-истребителей 1930-х годов. Вернулся на родину в августе 1937 года.

С июля 1938 - командир 16-го истребительного авиаполка, с марта 1939 года исполнял обязанности начальника истребительного отдела Управления ВВС РККА. В этой должности откомандировывался в районы боевых действий и участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году и в советско-финской войне 1939-1940 годов.

В середине марта 1940 года назначен заместителем начальника Лётно-технической инспекции 1-го Управления ГУ ВВС РККА, с 14 октября стал зам. генерал-инспектора ВВС Красной Армии. В том же году ему присвоено звание генерал-майор авиации. В ходе реорганизации Инспекции в марте 1941 года назначен заместителем командира 14-й смешанной авиадивизии.

Во время Великой Отечественной войны находился в распоряжении командующего ВВС Юго-Западного фронта, с января 1942 года генерал-майор авиации Лакеев командовал 524-м истребительным авиационным полком, с 10 марта командовал 235-й истребительной авиадивизией, переименованной 19 августа 1944 года в 15-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию. Командовал её до конца войны. С октября 1947 года проходил обучение на КУНС при Военно-воздушной академии, по окончании которых в 1948 году назначен на должность командира 13-й гвардейской иад.

В 1952 году закончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. Занимал различные ответственные должности, был заместителем командующего 22-й воздушной армии.

С 1955 года в отставке, жил в Москве.

Награды

  • Герой Советского Союза (3 ноября 1937, медаль № 63);
  • орден Ленина (3 ноября 1937);
  • четыре ордена Красного Знамени (2 января 1937, 4 июля 1937, 29 августа 1939, 1951);
  • орден Суворова 2-й степени (10.01.1944);
  • орден Кутузова 2-й степени (29.05.1944);
  • орден Богдана Хмельницкого 2-й степени (23.05.1945) ;
  • орден Отечественной войны 1-й степени (06.11.1985);
  • орден Красной Звезды (1946);
  • орден Красного Знамени за воинскую доблесть (МНР) (10 августа 1939);
  • медали.

Иван Лакеев родился в деревне Слобода Калужской губернии 23 февраля 1908 года. После переезда в Ленинград учится на вечернем отделении электромеханического института, работает портовым грузчиком.

После призыва в армию оканчивает здесь же военно-теоретическую школу летчиков и 14-ю Энгельсскую военную школу летчиков, направлен для прохождения службы в 107-ю эскадрилью в 83-ю авиабригаду БелВО.

В войне в Испании участвует с ноября 1936-го по середину августа 1937 года на истребителе И-16 сначала в качестве командира звена, потом – эскадрильи. Имеет два ранения. За 312 вылетов одержал в 50 воздушных боях 12 побед лично, еще 16 самолетов противника сбил в составе группы.

Звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» за номером 63) было присвоено Лакееву 13 ноября 1937 года.

Вместе с другими летчиками, имевшими опыт боев в Испании, был направлен на усиление авиационных частей во время советско-японского военного конфликта на Халхин-Голе. Принимал непосредственное участие в боях, хотя занимал высокую должность заместителя командующего истребительной авиацией в 1-й армейской группе. В ходе самого масштабного в военной истории на тот момент сражения в воздухе 22 июня 1939 года сбил два самолета японцев лично. Отмечен орденом правительства Монголии «За воинскую доблесть».

В том же году принимал участие в освобождении Западной Украины, а также Западной Белоруссии, в «зимней войне» с белофиннами. Уже в звании генерал-майора авиации был лидером пилотажной пятерки на авиационном параде в Тушине.В Военно-Воздушных силах страны имел очень большой авторитет и был серьезно озабочен тем, как обстоят дела в отечественной авиации. Несмотря на частые встречи на кремлевских приемах со Сталиным, чудом не пострадал перед Великой Отечественной и в самом начале ее от массовых репрессий, затронувших практически все военное руководство.Принимал участие в контрнаступлении под Тихвином и Волховом, под Ростовом-на-Дону.С апреля 1943 года возглавил 235-ю Сталинградскую дивизию истребительной авиации, командовал ею до конца войны. Дивизия Лакеева была задействована при освобождении Киева, отражении вражеских контратак в Прикарпатье, в Львовско-Сандомирской наступательной операции. Под руководством Ивана Алексеевича соединение стало гвардейским, участвовало в освобождении Чехословакии, последней боевой стала Моравско-Остравская операция.Всего за время командования Лакеева летчики его дивизии уничтожили в небе и на земле 910 неприятельских самолетов, а сам Герой 14 раз был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего в приказе! Лично Лакеев за Великую Отечественную сбил 16 самолетов, еще 16 побед одержал в группе.

До учебы в Военной академии Генерального штаба возглавлял дивизию истребительной авиации в военном округе в Средней Азии.Вышел в звании генерал-майора авиации в запас в 1955 году.

Коммунист Лакеев безгранично верил Генеральному секретарю И. В. Сталину и совершенно не представлял себе, как создавался авторитет вождя. Молодой командир направил Сталину письмо с благодарностью за высокую оценку...

Коммунист Лакеев безгранично верил Генеральному секретарю И. В. Сталину и совершенно не представлял себе, как создавался авторитет вождя. Молодой командир направил Сталину письмо с благодарностью за высокую оценку его ратных дел.

В то время И. А. Лакеев командовал уже авиационным полком. Эта часть трижды в год участвовала в воздушных праздниках. Лакеев возглавлял «красную пятёрку» истребителей И-16, в состав которой входили Герои Советского Союза и орденоносцы. Они открывали воздушные парады на Красной площади, а в Тушине демонстрировали высший пилотаж в групповом полёте.

Вскоре Лакеев был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Ему часто приходилось бывать на торжественных приёмах в Кремле, лично встречаться со Сталиным.

В мае 1939 года в небе Монголии наши лётчики понесли ощутимые потери в боях с японцами. В Москве решили послать туда командиров, имеющих боевой опыт, для передачи его лётчикам - забайкальцам. Лакеев оказался неутомимым учителем. За светлое время суток он ежедневно проводил до 15 учебных воздушных боёв с последующим их разбором. И вот 22 июня 1939 года над Халхин - Голом развернулось небывалое по размаху воздушное сражение. Японцы ввели в бой 120 самолётов. С советской стороны в воздух поднялись 95 истребителей. Бой был ожесточённым. В ходе его японцы потеряли около 15 самолётов. Наши потери - 14 боевых машин. При этом Лакеев сбил 2 вражеских истребителя. Это была первая крупная победа наших лётчиков в небе Монголии.

Лакеев проявил себя не только хорошим воздушным, бойцом, но и смелым командиром - новатором. По его предложению на горе Хамар-даба был организован первый в истории нашей боевой авиации пункт наведения.

Вспоминает генерал - майор авиации Б. А. Смирнов:

«…Вечером в наш лагерь приехал с командного наблюдательного пункта полковник Иван Алексеевич Лакеев. Тяжёлая миссия досталась ему в Монголии. Как только начались крупные воздушные бои, представителю авиации пришлось выехать на Хамар - Дабу, где находился КП наземных войск.

Вряд ли кто из нас сам изъявил бы желание быть под боком у такого строгого командующего, как Жуков. Чего только стоило выдерживать вопросы многих наземных начальников рангом ниже Жукова: «Где наши самолёты, почему их нет в воздухе?»

А тем временем в небе вели бои десятки самолётов, но их надо было уметь видеть. Правда, у Лакеева самолёт стоял тут же, поблизости от КП, и он частенько ухитрялся в трудные моменты взлетать и принимать участие в воздушном бою. Однако главной его заботой была координация действий авиационных групп в воздухе. При отсутствии радиостанций наведения выполнять эту задачу было чрезвычайно трудно…»

В Монголии майор И. А. Лакеев сначала командовал авиаполком 1-й Армейской группы, затем стал заместителем командующего истребительной авиацией 1-й Армейской группы непосредственно на поле боя. Он лично участвовал в воздушных боях и сбил несколько японских самолётов.


За отличие в этих боях награждён третьим орденом Красного Знамени (29.08.1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).

Вскоре Лакееву довелось участвовать в походе войск Красной Армии в Западную Украину, где 19 сентября 1939 года принимал меры к выдворению немецкого десанта, высадившегося на Львовском аэродроме. Не прошла мимо него и Советско - Финляндская война. В тот период молодой талантливый авиатор был оценён по достоинству.

С апреля 1940 года полковник И. А. Лакеев - заместитель начальника лётно - технической инспекции 1-го Управления Главного управления ВВС РККА. 4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал - майора авиации. С июля 1940 года - заместитель главного инспектора ВВС РККА по истребительной авиации. В апреле 1941 года был снят с должности «за недостатки в работе» и назначен с понижением заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии в Луцке.

И. А. Лакеева редко можно было застать в его кабинете. Он постоянно находился в частях, занимаясь проверкой их боеготовности, распространением боевого опыта и разработкой рекомендаций на местах. Лакеев торопился, он был твёрдо уверен, что война с фашистской Германией начнётся очень скоро.

Опыт войны в Испании показал, что истребители должны вести бой в составе пары ведущего и ведомого, меча и щита. Лакеев подчёркивал, что высота полёта для истребителя является залогом победы, что каждая атака должна быть внезапной для противника, а внезапность достигается смелым маневром и неожиданным приёмом в бою. Но этот драгоценный опыт не получил широкого распространения и оставался достоянием ограниченного круга военных лётчиков. Лакеева также тревожило вооружение истребителей. Из-за излишней скорострельности ШКАСа патроны расходовались слишком быстро. Это oружие часто отказывало из - за загустения смазки на большой высоте. И вообще, как считал Лакеев, в современном воздушном бою пулемёты - недостаточно мощное оружие. Так в Испании в боях под Брунете фашисты впервые использовали пушечные Ме-109, и нашим «Ишачкам» и И-15 пришлось туго.

Было немало и других проблем. В истребительные части стали поступать новые марки самолётов - МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1. В полках с ликованием приняли новую технику. Но радоваться оказалось рано. Инспектируя части, Лакеев убеждался в больших просчётах при переучивании личного состава. Как минимум, каждому лётчику на новой технике отводилось 8 часов вывозных полетов. Но это требование не выполнялось. В большинстве своём лётчики плохо знали новую материальную часть и не умели метко стрелять. По этим вопросам Лакеев постоянно сталкивался с начальником боевой подготовки ВВС генерал - лейтенантом авиации Жигаревым.

Ускоренный выпуск новых самолётов привёл к тому, что в боевых частях на 1000 новых машин 115 поступали с различными дефектами и заводскими недоделками. Резко возросла аварийность, нередко связанная с гибелью пилотов. Новые истребители обладали более высокой посадочной скоростью, а это потребовало удлинения взлётных полос на аэродромах. Их строительство находилось в ведении НКВД и по приказу Берии везде началось одновременно. Все боевые самолёты в западных военных округах были сосредоточены на 66 приграничных аэродромах. Такая скученность авиационной техники близ границы была явно недопустима.

Лакееву часто приходилось бывать в полках 9-й смешанной авиационной дивизии, которой командовал его друг по Испании, Герой Советского Союза 29-летний генерал - майор авиации С. А. Черных. Аэродромы его дивизии в Тарново, Долбуново и Высоке - Мазовецке находились всего в пределах 10 - 40 километров от государственной границы. При этом, в дивизии насчитывалось более 400 боевых самолётов.

Но такая, казалось бы, ничем не оправданная близость аэродромов у границы соответствовала установке высшего командования: «Если на нас нападут, мы встретим врага ударом такой силы, что сразу же перейдём на территорию противника» . Лакеев с тревогой видел, как широко пропагандировались настроения лёгкой победы в книгах «Первый удар», «На востоке», в кинофильме «Если завтра война»…

Немецкие самолёты активизировали воздушную разведку. С января 1941 года до начала нападения на Советский Союз, они 324 раза нарушала нашу границу. Слепо уверовав в силу договора с Германией и во всём полагаясь на мнение Берии и Генштаба, Сталин через Наркома обороны маршала Тимошенко отдал указание войскам Красной Армии прекратить обстрел самолётов - нарушителей и не применять советские истребители для их задержания. Чувствуя полную безнаказанность, немецкие пилоты залетали в глубь нашей территории на 100 - 150 километров.

Лакеев упорно доказывал вышестоящему военному руководству о недопустимости сложившегося положения, протестовал, спорил…

Особенно резко он выступил в присутствии Сталина на правительственном совещании в середине апреля 1941 года. А через несколько дней, Ивана Алексеевича ознакомили с унизительным приказом, который гласил: «В целях лучшего служебного использование генерал - майора авиации И. А. Лакеева назначить заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии с местом дислокации в городе Луцк с окладом…»

Поразило не то, что оклад стал в 4 раза меньше, а то, что не доверили даже дивизию. Кроме того, его назначили заместителем к хорошо известному ему и неуважаемому многими начальнику.

В первые дни войны, - вспоминал впоследствии Иван Алексеевич, - мы потерпели поражение. Фашистская авиация, что и следовало ожидать, захватила абсолютное господство о воздухе. Сталину же, чтобы остаться в глазах военных и всего советского народа непогрешимым, срочно требовалось переложить свою вину на головы других. Так погибли генералы авиации Яков Смушкевич, Павел Рычагов, Фёдор Арженухин, Евгений Птухин, Иван Проскуров, Сергей Черных и многие другие истинные патриоты.

Чего же стоили просчёты высшего руководства, загипнотизированного указаниями «великого» вождя? Лишь за один день 22 июня мы потеряли около 1200 боевых самолётов! На направлении главного фашистского удара по аэродромам Западного особого военного округа уже после первого налёта было утрачено более половины всех дислоцированных здесь самолётов. Так, в дивизии генерала С. Черных после первого же налёта фашистской авиации из 409 самолётов осталось лишь 62. Такова была цена всеобщей беспечности.

В сложнейших испытаниях генерал И. Лакеев сохранил своё человеческое достоинство, веру в нашу победу и торжество справедливости. Что бы ни случилась, он знал, что будет сражаться за свою Советскую Родину в любых условиях, хоть просто рядовым стрелком с винтовкой в руках.


Истребитель И-16 тип 10 генерала И. А. Лакеева. Июнь 1941 года.



Генералу И. А. Лакееву судьбой была предназначена долгая боевая жизнь. Вступив в бой ранним утром 22 июня 1941 года, в районе города Ковеля, он прошёл всю войну до самой Победы. Но жизнь его была далеко не простой.

В первые дни войны его дивизия попала под удар немецкой авиации и понесла большие потери, но проявив личное мужество и хладнокровие, Лакеев сумел организовать отпор врагу уцелевшими самолётами. Тем не менее, за большие потери был ещё раз понижен в должности и с осени 1941 по март 1943 года в Генеральском звании командовал 524-м истребительным авиационным полком. В должности командира полка воевал на Волховском фронте, затем полк переброшен на Южный фронт.

С апреля 1943 года командовал 235-й истребительной авиационной дивизией 2-й Воздушной армии. Участвовал в контроударах под Волховом и Тихвином. Затем сражался под Ростовом-на-Дону.

В августе 1944 года за мужество и доблесть личного состава, за высокие боевые результаты дивизия получила Гвардейское знамя и стала именоваться 15-й Гвардейской ИАД. Затем дивизия была передана в 8-ю Воздушную армию.

Командуя этой дивизией, Лакеев сражался на Курской Дуге, участвовал в освобождении Киева, Станислава и Львова, дрался в небе Венгрии, Польши, Германии. Войну закончил уже в Чехословакии, имея ещё 1 личную и 2 групповые победы.

Генерал И. Лакеев отдает указания лётчикам

Оставаясь прекрасным воздушным бойцом, Лакеев зарекомендовал себя и отличным командиром. Впоследствии он по праву был награждён орденами Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого.При всём этом, только после Курской битвы он получил свою первую за всю войну боевую награду - медаль «За боевые заслуги». Но речь сейчас не об этом, не о трудной биографии заслуженного военачальника. На долгие годы в сердце Ивана Алексеевича оставалась непроходящая тяжесть, как будто мог сделать больше, но не сделал…

Пройдя в годы Великой Отечественной войны через огонь воздушных сражений на Кубани, Курской дуге, боёв за освобождение Украины, он с честью пронёс высокое звание воина - освободителя.

Имя генерала И. А. Лакеева 14 раз называлось среди наиболее отличившихся в боях командиров. К концу войны лётчиками его дивизии было уничтожено 910 вражеских самолётов.

Сам же Иван Алексеевич, по некоторым источникам, совершил более 500 успешных боевых вылетов. Данные о количество сбитых им самолётов противника в различных источниках существенно разнятся. Чаще всего приводятся следующие: 16 лично и более 20 в группе (с учётом боёв в небе Испании и Халхин - Гола).

За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденами: Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени (29.05.1944), Богдана Хмельницкого 1-й степени (10.01.1944), Отечественной степени 1-й степени, 4 медалями, 2 иностранными орденами.

После окончания войны Иван Алексеевич ещё долгое время оставался на службе в ВВС. Командовал истребительной авиационой дивизией в Средней Азии. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего 22-й Воздушной армии.

За безупречную службу награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «30 лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948). В 1955 году в звании генерал - майора вышел в запасе.

Даже после выхода в запас, Лакееву часто приходилось бывать в воинских частях, где его знали и любили. Заканчивая свой рассказ, он нередко обращался к офицерам и солдатам со словами:

Помните всегда о том, что вам самой историей предназначено продолжать дело старшего поколения защитников Отчизны. Это обязывает ко многому.

Последние годы проживал в Москве. Умер 15 августа 1990 года, похоронен на Троекуровском кладбище.