ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Эпоха позднего средневековья. Позднее средневековье, или раннее новое время

Позднее Средневековье - это период европейской истории XIV-XVI веков.

Позднему Средневековью предшествовало классическое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы позднего Средневековья. В западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.

Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315-1317 годов, который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более четверти европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.

Несмотря на кризис, уже в XIV веке в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе (см. Древнегреческая литература и Древнеримская культура) привело к началу итальянского Возрождения. Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов, особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка культуры на Балканах, из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в Италию. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV веке книгопечатания. Ранее дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными, а это, в свою очередь, подготовило европейскую Реформацию.

Рост враждебной к христианской Европе Османской империи на месте прежней Византийской обусловил затруднения в торговле с Востоком, что побудило европейцев к поиску новых торговых путей вокруг Африки и на запад, через Атлантический океан и вокруг света. Плавания Христофора Колумба и Васко да Гамы ознаменовали начало эпохи Великих географических открытий, укрепивших экономическое и политическое могущество Западной Европы. Одновременно с золотом, пряностями и другими богатствами в города Европы хлынули идеи, создания великих умов древности, производившие тем большее впечатление, что на протяжении многих веков они были под запретом церкви.



В XIV - XV вв. в Европе появляются признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. В городах Италии и Нидерландах возникает мануфактура. На капиталистический лад перестраивается и торговля. Усиление эксплуатации трудящихся масс ведет к обострению борьбы, вплоть до восстаний городских низов. Все это потребовало изменений в политическом строе итальянских государств.

Серьезным тормозом для дальнейшего развития капиталистических отношений было господство феодальных монархий и засилье идеологической опоры феодализма - католической религии и церкви. Первой страной, открывшей эпоху победоносных буржуазных революций в Европе, были Нидерланды. Итогом нидерландской революции явилось освобождение страны от испанского владычества и образование буржуазной республики. Еще большее значение имела английская революция XVII в. - первая революция европейского масштаба, провозгласившая, по словам К. Маркса, «политический строй нового европейского общества».

Изменениям, совершившимся в сфере социально-экономических и политических отношений, соответствует идеологический переворот, получивший название «Возрождение». В прямом смысле слова это возрождение преданных забвению и поруганию духовных ценностей античного общества, и прежде всего его интереса к человеку и ко всему человеческому, в противовес христианской теологии . От латинского слова humanus (человеческий) происходит понятие «гуманизм», определяющее идеологическое содержание эпохи Возрождения. Обращение к наследию античной культуры отражало потребности нарождающейся буржуазии в ее борьбе против феодальной идеологии и богословско-схоластического мировоззрения.

Гуманизм возник в Италии, состоявшей в XIV - XV вв. из множества мелких, соперничающих между собой государств. Вмешательство в их жизнь Германской империи, наличие Папского государства препятствовали объединению страны. Интерес итальянских гуманистов к античности в значительной мере стимулировался ущемленным национальным самолюбием. В величии Рима, даже развалины которого производили впечатление, гуманисты видели прибежище от убогой политической действительности, образец для возрождения Италии. Некоторые гуманисты чувствовали себя не просто римлянами, но римскими республиканцами, и это не могло не столкнуть их с всесильной католической церковью.

Эпоха Возрождения может быть охарактеризована как время первоначального накопления сведений об античном мире.

Поклонники античной культуры, гуманисты, направляли за рукописями античных авторов экспедиции, изобиловавшие приключениями и трудностями. Ревностным «охотником за рукописями» был известный поэт Франческо Петрарка (1304 - 1374). Ему удалось отыскать переписку Цицерона с Аттиком, показавшую римского оратора с неожиданной и не всегда привлекательной стороны, отдельные книги исторического труда Тита Ливия и другие важные тексты. Еще успешнее оказались поиски Цоджо Браччолини (1380 - 1459), организовавшего вместе с друзьями четыре экспедиции за древними манускриптами. Греки, прибывшие в Италию, и итальянские гуманисты, посещавшие Византию, привозили рукописи с текстами греческих классиков.

Заслугой гуманистов было не только извлечение латинских рукописей из монастырей и сохранение ряда греческих текстов, которые неминуемо погибли бы с падением в 1453 г. Византии, но и размножение произведений античных авторов с помощью печатного станка. Это важнейшее изобретение было поставлено на службу классическому образованию. Типографии, появившиеся в Венеции, Флоренции, Болонье и других городах Италии, издавали прежде всего античных авторов, удовлетворяя свойственный эпохе интерес к античности. Наибольшие заслуги в издании античных авторов принадлежат гуманисту Альду Мануцию (1449 - 1515). Вместе со своими друзьями и помощниками Мануций в своей типографии в Венеции издал произведения 27 античных авторов в 96 томах. Издательскую деятельность Мануция продолжали его сын и внук. Для того чтобы издавать произведения древнегреческой и латинской литературы, нужно было обладать превосходным знанием обоих языков и филологическими способностями. Средневековые монахи, переписывавшие тексты, многого в них не понимали и совершали ошибки, которые механически повторялись другими переписчиками. Так, перед гуманистами встала задача, восстановления первоначального текста. Они выполняли ее по мере копирования рукописей и подготовки их к печати.

Представители

Живой интерес гуманистов вызывали наряду с рукописями - надписи на твердом материале, статуи, здания. Уже Петрарка и его друзья читали и списывали латинские надписи.

Браччолини нашел в одном из монастырей рукописный сборник надписей, составленный еще в IX в. неизвестным монахом-путешественником, и ввел этот материал в научный оборот.

Энтузиаст классической археологии - Кириако из Анконы (1391 - 1451) начал свою деятельность тем, что снял и изучил копию надписи с триумфальной арки Траяна в своем родном городе. Затем он продолжил занятия в Риме, где, по его словам, сопоставляя надписи с литературными источниками, понял преимущества первых. В 1425 г. Кириако посетил Константинополь, чтобы изучить там греческий язык и познакомиться с произведениями Гомера и Гесиода. Между 1435 и 1447 гг. Кириако путешествовал по Греции и островам Эгейского моря, списывая встречающиеся надписи и делая зарисовки памятников.

Представителем гуманистической историографии античности был Франческо Петрарка . В сочинении «О славных мужах» им был возрожден биографический жанр Плутарха. В жизнеописаниях двадцати одного политического деятеля - от Ромула до Цезаря и от Александра Македонского до Ганнибала - проходит история античности. В другом сочинении - «О знаменитых женщинах» Петрарка излагает 105 женских биографий, преимущественно женщин древнего мира. Прославление женщины вытекает из общего взгляда на благородство и могущество человеческой природы.

Продолжателем Петрарки в области историографии античности был сын флорентийского купца Дж. Боккаччо (1313 - 1375), первый из гуманистов, владевших кроме латинского древнегреческим языком. Более двадцати лет жизни Боккаччо отдал работе над трактатом «О генеалогиях божественных родов», обстоятельным компендием мифологических сведений.

У ранних гуманистов научная сторона (критика источников, сопоставление версий) историографии была мало развита. Лишь в XV в. появляются ученые-историки, а не просто люди, интересующиеся историей, какими были поэты Петрарка и Боккаччо.

Родоначальником критического направления в гуманистической историографии был Лоренцо Валла (1407 - 1457), обративший внимание на противоречивость сведений античных авторов. Наиболее ярко критический анализ Лоренцо Валла проявился в разоблачении так называемого дара Константина, согласно которому светская власть была передана папам еще императором Константином в IV в. Лоренцо Валла принадлежит ряд теоретических положений о значении истории и ее месте в общей системе научных знаний. История для итальянского гуманиста - самая трудоемкая из наук, поскольку историк должен обладать трудолюбием, острым взглядом, умением замечать различия в сходных и сходство в различных вещах, смиренным сознанием границ своих способностей к оценкам, стремлением к правде и объективности по отношению к лицам и их действиям, умением подавлять свои собственные симпатии и интересы.

Валла обладал многими из этих качеств. Он не склоняется перед античными авторитетами: уличает Ливия в ошибках, Аристотеля - в непонимании диалектики, Евсевия - в подлоге. Уничтожающей критике подвергнута им средневековая схоластическая ученость. Валлу справедливо считают создателем нового критического метода, прямым предшественником историков-рационалистов эпохи Просвещения.

Появление гуманистической историографии не означало окончательной победы над схоластикой и средневековым мировоззрением. Некоторые из историков-гуманистов стремились примирить античный рационализм с ортодоксальной верой. Античная традиция как источник суждений о прошлом используется в их трудах наряду с Библией, трудом Орозия, письмами святого Иеронима и другими произведениями ранних отцов церкви, написанными на классической латыни.

Всеобщая история в вопросах и ответах Ткаченко Ирина Валерьевна

21. В чем специфика Европы в Позднее Средневековье (ХVI-ХVII вв.)?

Временной период с конца ХV-ХVIII вв. в историографии называют по-разному: Позднее Средневековье; раннее Новое время; период первоначального накопления капитала, если речь идет о прогрессивных изменениях в экономике; эпоха протоиндустриальной цивилизации, если речь идет о раннем этапе генезиса индустриального общества; время Возрождения и Реформации, связанное с появлением новых мировоззренческих идей, форм экономической активности, методов и целей политической борьбы, отражающих распад традиционного общества.

В этот период происходил процесс распада феодальных отношений и становления нового типа отношений – капиталистических.

Не все европейские страны в равной степени были затронуты этим процессом. В некоторых из них капиталистические формы не имели заметных успехов, а рост товарно-денежных отношений и внешнеторговых связей был использован дворянством для своего обогащения путем возврата к барщине и крепостничеству.

Но в наиболее прогрессивных государствах, таких как Англия, Франция, Нидерланды, происходили существенные перемены. В сфере экономической в этих странах происходило разложение феодальных форм экономики, шел процесс первоначального накопления капитала, зарождения нового экономического уклада. В сфере социальной – размывалась сословная стратификация традиционного общества, возникали новые социальные группы – буржуазия и наемные рабочие. В идеологической сфере возникают новые мировозрренческие ориентации – гуманизм, реформационные вероучения (лютеранство, кальвинизм) и радикальные учения с уравнительными идеями. Знаменательные изменения происходили и в политической сфере. На смену сословно-представительным государствам пришли абсолютные монархии.

Позднее Средневековье знаменито и первыми актами буржуазных революций. Это и Реформация, и Крестьянская война в Германии 1525 г., и Нидерландская буржуазная революция, итогом которой было образование первой в Европе буржуазной республики – Республики Соединенных провинций (Голландия).

На основе растущих экономических связей, постепенного формирования капиталистического уклада большинство стран Западной Европы сплачиваются территориально, происходит складывание общего для каждой страны языка и культуры, что создает условия для возникновения наций.

Ускорили процесс разложения традиционного общества географические открытия европейцев неведомых прежде земель. К поиску и их захвату устремились португальские, испанские, итальянские мореплаватели. Экспедиции Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана значительно расширили экономические возможности Старого света. Европейские пришельцы активно осваивали новые территории, подчиняли их своему влиянию. Но влияние географических открытий сказалось в Старом свете не повсюду одинаково. Открытия способствовали перемещению торговых путей и торговых центров в пределах Западной Европы. Так, связи Европы с Индией и с Новым светом пошли по новым путям, это уменьшило значение для Европы средиземноморской торговли и итальянских городов как торговых посредников Европы с заморскими странами. В ХVI в. роль посредников стали играть Лиссабон, Севилья, Антверпен.

Расширение и увеличение объема товарного производства приводило к прогрессивным изменениям в экономической жизни европейских стран. Одной из отличительных особенностей этого периода являлось то, что все большую роль в жизни европейцев начинают играть деньги, которые являлись залогом и определенной власти. Сосредоточение основных финансовых ресурсов в городах в руках крупных купцов, предпринимателей и ремесленников и усиление их экономической позиции определили и рост их политического влияния.

Накопление денежных средств позволяло укреплять техническую вооруженность производства. Прогрессивные изменения произошли в ведущей отрасли производства того времени – металлургии. Ее активное развитие позволило перейти к усовершенствованию орудий труда, что способствовало повышению производительности труда, увеличению объема выпускаемой продукции как в области ремесленного, так и сельскохозяйственного производства.

Из книги История Великобритании автора Морган (ред.) Кеннет О.

4. Позднее Средневековье (1290–1485) Ральф Э. Гриффитс Для тех, кто жил в то время, а также для многих историков последующих эпох XIV и XV столетия казались временем опасностей, волнений и упадка. Внутренние и внешние войны Англии - в особенности кампании в Шотландии, Франции и

автора Йегер Оскар

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

автора Коллектив авторов

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Эпоха с середины XIV до середины/конца XV в. имела в жизни Европы свои особые черты - согласно господствующей в исторической традиции точке зрения, она завершает Средневековье и готовит переход к Новому времени, - и вместе с тем эта

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М., 2009.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVII вв. М., 1988.

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Позднее средневековье XVI – середина XVII вв.

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

II. Позднее Средневековье (1319–1521) Время Магнуса Эрикссона и Святой Биргитты (1319–1389) /58/ В 1319 году представители знатных родов выбрали своим королем трехлетнего сына убитого герцога Эрика – Магнуса. Его мать была дочерью норвежского короля Хокана V. От деда по

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Позднее Средневековье и раннее Новое время В период между XIV и XVI веками, когда Европа все еще вела борьбу против других мусульманских противников (в основном против Оттоманской империи), средневековые Крестовые походы приобрели полумифический статус. К определенным,

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (1340-1523) Эрик Ульсиг

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

Глава третья. ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО В ПОЗДНЕЕ

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Глава 5 Позднее Средневековье: заальпийская Европа, 1340–1500 годы Черная смерть, 1348–1350 годы Население В лето Господне 1349… случился великий мор по всему миру; начался он и от южных, и от северных пределов, а закончился таким разорением, что едва уцелела лишь горстка людей.

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

11. В чем специфика Европы в раннее Средневековье (середина XI – конец XV вв.)? Европа в раннее Средневековье была территорией варварских государств. Передвижения племен варваров и нападения их на римские владения были обычным делом. Римская империя одно время сдерживала

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Позднее Средневековье (раннее Новое время): конец XV-первая половина XVII

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Часть четвертая. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ВВЕДЕНИЕ В военном деле XIV и XV вв. приносят ряд новых явлений, которые в некоторых пунктах значительно видоизменяют полученную нами до сих пор картину средневекового военного дела. Поэтому здесь мы снова делаем подразделения.

Европа возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на её территории так называемых «варварских» королевств.

Выделяют три периода средневековья:

1. Раннее средневековье (V-XI вв.) — период становления европейской цивилизации как синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов.

2. Классическое средневековье (XI-XV вв.) — период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития.

3. Позднее средневековье (XVI-XVII вв.) — период кризиса феодализма и становления буржуазного общества.

Период общественной благотворительности охватывает два периода средневековья — раннее и классическое.

Средневековый Запад родился на развалинах Древнего Рима , переживавшего уже со II в. острый внутриполитический кризис, чертами которого стали:

1. Разложение рабовладельческой общественной системы.

2. Кризис идеологии.

3. Отказ от новых военных походов с целью расширения территории государства и распад единой империи в 395 г. на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) Римские империи.

Последствием падения Западной Римской империи в 476 г. и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.):

· общий количественный и качественный регресс и в экономическом, и в политическом плане;

· забвение достижений римского классического права; упадок системы управления и власти;

· утрата навыков обработки камня в качестве строительного материала.

К VIII-IX вв. начинается процесс становления западноевропейской цивилизации с рождением нового феодального порядка:

· Установление отношений вассалитета среди господствующего классафеодалов. Формирование земельного феода (сеньории - у графов; вотчины - у рыцарей).

· Закрепощение крестьянства.

· Рост влияния и роли христианской церкви. С конца IV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве».

Основные функции церкви:

1) религиозная;

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.п.).

Именно церковь становится основным центром благотворительности и призрения в период раннего и. классического средневековья. Большую роль в жизни христианской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие. и отречение от всех благ мира. Как особое учреждение христианское монашество появилось лишь в IV в.


Классическое средневековье (XI-XV вв.)

Характерной чертой данного периода стала так называемая аграрная революция и становление национальных европейских государств.

Прославление бедности стало основным для религиозных литературных памятников раннего средневековья.

Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли, — подаяние должно было её увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

Нищий выступал в виде средства к «самоочищению».

Учреждения, где оказывалась помощь:

· убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельни для слабых и увечных.

· Первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней.

· Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Открывается особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

Таким образом, в раннее средневековье церкви принадлежала социальная функция поддержания мира и равновесия в обществе, средствами от содержания неимущих при церквах до требования милостыни в пользу бедняков, потребность в искуплении грехов.

Экономика Средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла.

Экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, пропитание, причем в разряд необходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Равным образом крестьяне тяжко трудятся на полях, чтобы приобрести пишу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни.

Создавалось; общество, составные части которого несли строго определенные функции:

Светская аристократия обязана была поддерживать достойный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни;

Духовенство тратило часть своих богатств на роскошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание неимущих бедняков;

Крестьянство было низведено до минимального жизненного уровня вследствие взимания части его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить милостыню в пользу нищих.

Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод.

Причины голода:

1. Слабость средневековой техники и экономики.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.

3. Бессилие государственной власти.

4. Множество таможенных барьеров - сборов и пошлин на путях перемещения товаров.

5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

К открытой системе призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих, закрытой системе — меры по предотвращению спекуляций хлебом, по улучшению севооборота.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Не оставались чуждыми к делам благотворительности и частные лица.

Средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вызываемых употреблением в пищу непригодных продуктов.

Младенческая и детская смертность не щадила даже королёвские семьи.

Среди наиболее распространенных болезней выделялись: туберкулёз , гангрена , чесотка , опухоли, экзема , рожистое воспаление. Болезни, вызванные авитаминозом , а также уродства и нервные болезни.

На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную, смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.

Наконец, III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пиши и источники питьевой воды).

Средневековое общество нуждалось в этих людях: их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от нее.

Отверженные средневекового общества легко становились жертвами в годы эпидемий и народных бедствий. Прокаженные преследовались по всей Франции, будучи подозреваемыми в отравлении колодцев и источников.

В число отверженных входили и убогие, калеки. Уродство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно принимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенствовать и бродяжничать. Не случайно слова «бедный», «больной», «бродячий» были синонимами. Сами госпитали чаще всего размешались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы.

В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума .

В условиях повторяющихся эпидемий, именно монастыри превращаются в центры раздачи милостыни. Раздачи милостыни производились в определенные дни, которые были хорошо известны в округе, поэтому нищие преодолевали немалые расстояния от одного города к другому. Не случайно в связи с этим отмечено появление профессиональных братств нищих.

Церковная благотворительность:

1) раздачи милостыни;

2) постоянная помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей;

3) монастырские госпитали предоставляли ночлег бедствующим паломникам;

4) «благочестивые банки» оказывали помощь беднякам перед домогательствами ростовщиков;

5) религиозные братства содержали немощных бедняков;

6) приходские власти старались поддерживать нуждающихся.

В XV в. практика концентрации помощи при монастырях стала общераспространенной в большинстве европейских государств.

В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: обильная милостыня имела деморализующее влияние и возбуждала к безделью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властями. В конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях.

В то же время частые эпидемии, повлекшие за собою демографическую катастрофу, привели к постепенному изменению по отношению к нищим. Уже во второй половине XIII в. появляются сочинения с первыми нападками против здоровых нищих.

Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Вводятся периодические переписи местных нищих, непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие.

Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии.

Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами.

Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.

Позднее средневековье (XVI-XVII вв.)

Кризис феодализма и становление буржуазного общества. Становление государственной системы благотворительности .

В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития главными чертами которого становятся:

1) разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношении;

2) ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности;

3) торжество рационализма и секуляризация сознания.

Классическое средневековье. На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения :

· гуманизация и индивидуализация общественного сознания;

· утверждение рыночных отношений;

· высокая социальная активность и размывание границ сословий;

· стремление понять и усовершенствовать принципы устройства.

С начала XVI в. внутри католичкой церкви произошла «реформация », породившая протестантизм .

В основу протестантизма легли такие идеи:

· освобождение сферы производства от религиозного давления;

· духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека;

· ненужность посредников между человеком и Богом;

· признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души.

Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития, католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран.

Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали:

1. Создание абсолютных монархий.

2. Процесс первоначального накопления капитала и модернизации.

3. Складывание нового типа человека с новыми критериями ценностей:

В конце средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бубонной чумы, обострившие социальные проблемы. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Возникла потребность в создании новой системы призрения, законодательно регулируемой государством.

Позднее средневековье (XVI-XVII в.) Кризис общинного призрения в Европе и «охота на ведьм». XVI-XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм».

Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов.

Многие судебные преследования ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивавшихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка.

В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие:

1) Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

2) Страх перед смертью и загробными мучениями.

3) Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

4) Реформа суда и уголовного законодательства.

Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в.

К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением:

· «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»;

· закупить пропитание для бедняков.

Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства.

Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе - госпиталю для неизлечимо больных.

Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков.

Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев.

Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам:

· благодаря изоляции больных;

· вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов.

Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме».

Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий.

Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить.

Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам.

Отношение к проституции было зачастую двойственным:

· христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»;

· время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице...»

Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты).

К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен - безумие.

С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням

Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление».

Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу.

Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы.

На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций - документов об отпущении грехов.

В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности.

Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку.

В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на категории: больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев).

Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.

Последний период средневековья, часто называемый “осенью средневековья”, характеризуется прежде всего преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств. Произошло это в результате усиления городов и образования союза между городами и королевской властью. Опираясь на финансовые средства городов, короли смогли создать и содержать постоянную наёмную армию для борьбы с непокорными феодалами. Солдаты этих армий служили уже не в силу феодальных обычаев, а за жалование непосредственно королю. Необходимость содержать большие армии повлекла за собой стремление упорядочить и увеличить налоговые поступления, что стало возможным лишь с организацией бюрократического чиновничьего аппарата. У королей появилась мощная опора, они уже могли совершенно иначе вести себя даже с самыми сильными и непокорными вассалами. С появлением в начале XIV века огнестрельного оружия постепенно уменьшаются значение и роль рыцарства. Ни один замок не мог теперь устоять против артиллерии, появление ручного огнестрельного оружия сделало бессмысленным применение лат. Рыцарство теряет монополию на военное дело, главную роль в котором начинает играть пехота, в первую очередь наёмная: сначала швейцарская, потом немецкие ландскнехты.

Произошли изменения и в экономике, и в социальной сфере. Во Франции, например, в течение XIV века практически все крестьяне получили личную свободу, тоже самое происходит в Англии и Западной Германии. Естественно, происходило это не без сопротивления феодалов. Многие страны сотрясали крестьянские восстания, например, Жакерия во Франции в 1358 году или восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 году.

Огромную роль в общем кризисе феодализма сыграла так называемая “чёрная смерть” - эпидемия чумы, опустошившая Европу в середине XIV века, а отдельные вспышки ее продолжались в различных странах на протяжении конца

XIV и первой половины XV веков. В некоторых местах смертность населения

составила не менее 60 %. Уменьшение численности населения привело к

уменьшению распаханных площадей и, следовательно, к запустению ряда земель

и уменьшению доходов помещиков. Но потребности феодалов росли, поскольку в связи с увеличением активности торговли, в частности с Востоком, появилось много дополнительных соблазнов. Это влекло за собой рост эксплуатации, помещичьи хозяйства начинают втягиваться в рынок. Происходило это разными способами: в Восточной Германии, например, увеличивались оброк и барщина, в Англии многие хозяйства стали специализироваться на разведении овец и в целях увеличения пастбищ сгоняли с земли крестьян, на севере Франции получила распространение аренда.

Проникновение товарно-денежных отношений во все сферы жизни разрушало главную экономическую основу феодализма - натуральное хозяйство, что способствовало дальнейшему развитию кризиса. Одним из способов получения дополнительного дохода для феодалов стало участие в государственных делах, что давало возможность обогащаться за счёт казны, а с укреплением королевской власти и фискальной системы эти возможности увеличивались. В конечном итоге это тоже способствовало централизации власти и означало конец феодальной вольницы.

Столетняя война и Жанна д"Арк. Огромное воздействие на развитие Англии и Франции оказала так называемая Столетняя война (1337 - 1453 гг.), которая, конечно, не велась непрерывно, а представляла собой целый ряд активных военных действий, перемежавшихся мирными передышками. Причиной войны послужил спор из-за графства Фландрии, в экономических связях с городами которой была крайне заинтересована Англия, а поводом -династическая неразбериха во Франции, в результате которой английский король стал претендовать на французскую корону. В ходе войны выяснилось, что рыцарство уже не может претендовать на монополию в военном деле. Более того, небольшие армии англичан, главную роль в которых играли лучники, набранные из крестьян, дважды (при Креси в 1346 году и при Пуатье в 1356 году) наголову разбивали французские рыцарские армии. Одной из причин поражений была крайняя недисциплинированность рыцарей, которая не давала возможности осуществлять планы сражения. Разгром французских рыцарей сильно подорвал их авторитет, как и вообще сословную систему во Франции. Во второй половине XIV века усилиями коннетабля Дюгеклена Франция добивается заметных успехов в войне, применяя новые методы её ведения. Активно используется артиллерия при штурмах крепостей, а главную тяжесть боевых действий выносят на себе наёмные войска. Это не значит, что рыцари перестали воевать, но они теперь составляли лишь часть в вооружённых силах, к тому же среди наёмников оказалось много тех же рыцарей, но организованных по совершенно другому принципу.

В начале XV века Франция оказывается ввергнутой в длительную феодальную войну, в которую не замедлили вмешаться англичане. При этом французский дофин (наследник престола), будущий король Карл VII, лишается большей части своих владений. Казалось, война бесповоротно проиграна, но в этот момент на историческую сцену выходит Жанна д"Арк (ок. 1412 - 1431 гг.), девушка из крестьянской семьи, которая убеждает дофина доверить ей командование войсками. Сумев внушить французским солдатам, что действует с Божьей помощью, она освобождает от осады Орлеан и добивается перелома в ходе военных действий: в течение месяца судьба войны была, по сути, решена, хотя военные действия продолжались ещё более 20 лет. И даже предательство и пленение Жанны не смогли изменить обстановку в пользу англичан. Пожалуй, процесс над ней и последующая казнь принесли англичанам только вред, пробудив у французов желание мести. Бесконечные поражения и унижения Франции возродили национальные чувства, нужен был только центр притяжения, которым и явилась Жанна. Убеждённость в своей правоте, в том, что они борются за правое дело, поскольку Бог не может помогать неправым, а в Жанне видели именно орудие Бога, возродили моральный дух французов, а первые победы дали уверенность в своих силах. Кроме того, можно отметить некоторые новые явления: Жанна сражается и призывает сражаться за “милую Францию”, воспринимая всю страну целиком, что совершенно не характерно для классического феодализма, где люди прежде всего чувствуют себя уроженцами конкретной области, а отнюдь не всей страны. Победа в войне дала мощнейший стимул к развитию процесса централизации Французского королевства, который и завершает сын Карла VII Людовик XI.

Поражение в Столетней войне вызвало кризис в Англии, проявлением которого стала война Алой и Белой роз (1455 - 1485 гг) - феодальная смута, в ходе которой большая часть английской знати просто истребила друг друга, чем облегчила победившему претенденту на престол Генриху VII Ланкастеру укрепить после утверждения на троне королевскую власть.

Процессы централизации проходили и в других странах - Испании и Португалии, где королевская власть укреплялась в борьбе с арабами или маврами, как их называли на Пиренеях. Германия и Италия, в отличие от вышеназванных стран, остались по разным причинам раздробленными. В Германии, например, корона Священной Римской империи, возникшей в 962 году, доставалась отнюдь не по наследству, а в результате выборов, которые проводились среди семи наиболее значительных феодальных властителей страны, никто из которых не был заинтересован в усилении центральной власти. Поэтому в Германии усиливается власть князей, стремящихся укрепить свои владения, но всячески противодействовавших этому процессу в масштабах всей страны. В Италии также множество самых разных владений создавали мощные центробежные силы, кроме того, сохранению раздробленности всячески способствовала политика римских пап, отнюдь не заинтересованных в создании сильного единого итальянского государства, способного составить конкуренцию авторитету и власти римской курии. К тому же слишком часто Италия становилась объектом военной экспансии германских, французских, испанских армий.

Византия в XI-XV веках. В 30-х годах XI века Византия присоединила к себе армянские государства, тем самым ее отдаленные восточные границы оказались слабо защищенными. В это же время на империю обрушились турки - сельджуки. В 1071 году произошло сражение при Манцикерте. В бою был ранен и попал в плен император Византии Роман IV Диоген. Византийское войско потерпело поражение от турок.

После этого сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину - Святую землю. Тогда-то Византия и обратилась за помощью к римскому папе, королям и рыцарям Европы. Императору Алексею I Комнину удалось справиться с наседавшими со всех сторон врагами: отразить натиск норманнов с запада, сельджуков с востока, вместе с воинами Первого крестового похода приступить к отвоеванию византийских владений в Малой Азии.

В течение XII века Византия остается державой, с которой считались как в Европе, так и на Востоке. Она ведет многочисленные войны, пытается вернуть себе Южную Италию, ей подчиняются балканские страны. Но в конце XII века империя слабеет. Поражение от турок при Мириокефалах в 1176 г. в Малой Азии свело на нет все успехи прошлых лет. Затем из-под контроля Константинополя выходят Болгария, Сербия, Венгрия, многие территории в Греции и Малой Азии. В 1204 году пятнадцатитысячное крестоносное войско без большого труда захватило Константинополь. Латинские рыцари грабили дворцы и храмы, жгли иконы и книги, разоряли древние императорские гробницы, переплавляли на медную монету античные скульптуры. Византийская империя перестала существовать. В Константинополе крестоносцы основали свое государство -Латинскую империю. Целых 60 лет столица когда-то могущественного государства жила под гнетом завоевателей. Помимо Латинской империи на территории возникли еще несколько крестоносных государств.

Большинство жителей Константинополя бежали на окраину страны, в Никею.

Сюда же перебрались патриарх, представители знати, многие ученые, ремесленники. Возникла Никейская империя, одно из нескольких православных государств, образовавшихся в пределах бывших византийских владений.

Правители Никеи вели долгую борьбу за освобождение Константинополя. Постепенно они захватили почти все земли вокруг него, но взять сам город удалось только в 1261 году. Крестоносцы во главе со своим императором и католиком - патриархом бежали на Запад. Никейский император Михаил VIII Палеолог восстановил Византийскую империю, но времена великой державы навсегда ушли в прошлое. Потомки Михаила VIII Палеолога правили Византией последние 200 лет ее истории. С начала XIV века все силы империи уходили на борьбу за выживание. В это время вырос новый могущественный соперник, ее последний враг - трурки-османы. Государство Палеологов ослабляли и внутренние распри.

Балканские государства также слабели в междоусобицах и бесплодных распрях. Турки расправлялись с ними поодиночке. Распадается сербское государство. Гибнет II Болгарское царство. Ожесточенное сопротивление славянских народов не привело к успеху. В 1389 году произошла кровавая битва на Косовом поле, в ходе которой герою сербского народа Милошу Обиличу удалось даже, пробравшись в турецкий лагерь, убить султана. Но в итоге все равно победили турки.

К середине XV века остались только незначительные византийские владения. В 1452 году приготовления турок к новому штурму византийской столицы стали очевидны. Но западные страны так и не оказали достаточной помощи городу, осада которого началась 2 апреля 1453 года. Константинополь пал 29 мая 1453 года. Константин, последний византийский император, погиб в бою. На этом завершилась многовековая история Византии, а формально - и история Древней Римской империи.

С установлением турецкой власти на Балканах народы полуострова оказались в крайне угнетённом положении, поскольку завоевателей и подчинённых разделяли, кроме этнического происхождения, ещё и религиозные верования. Противостояние “креста и полумесяца” получило дополнительный стимул, и с этого периода начинается бесконечная череда войн европейских христианских стран с турками, причём первые три столетия перевес в этой борьбе чаще всего оказывался на стороне последних.

Вопрос об окончании эпохи средневековья дискуссионен, достаточно часто её продлевают до начала Английской буржуазной революции, иногда завершают эпохой Возрождения, Реформацией, Великими географическими открытиями. Нам представляется, что все эти события относятся уже к периоду Новой истории, поскольку идеи, выдвинутые гуманистами, почва, на которой они смогли вообще появиться, разительно отличаются от принципов и стереотипов средневековья. Это действительно было новым временем, а средние века, на наш взгляд, логично завершать именно процессом сложения централизованных государств. Кроме того, новые идеи не могли бы появиться без развития, и достаточно сильного, капиталистического уклада в городах, а он диаметрально противоположен феодализму как экономическая структура и по основным ценностным установкам.

Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Народные верования и суеверия.

На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.

В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.

Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны".

Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Черное и белое, без середины - такова была действительность для средневековых людей. Итак, человек Средневековья был вечным яблоком раздора между Богом и Сатаной. Существование Дьявола представлялось столь же реальным, как и бытие бога; он даже испытывал меньшую нужду в том, чтобы представать перед человеком в перевоплощенном виде или в видениях. Главным образом он принимал различный антропоморфный вид. Особо избранные жертвы подвергались неоднократным натискам Сатаны, который использовал все уловки, маскировки, искушения и пытки. Объект препирательства между Богом и дьяволом на земле, человек, после смерти становился ставкой в их последнем и решающем споре.

Средневековое искусство насыщено изображениями финальной сцены земного существования, когда душа умершего раздиралась между Сатаной и архангелом Михаилом прежде, чем победитель уводил её в рай или ад. Эта сцена, которой заканчивалась жизнь средневекового человека, подчеркивает пассивность его существования. Она представляет собой самое сильное и впечатляющее выражение того, что он не принадлежал самому себе. В чем не сомневался средневековый человек, так это в том, что не только дьявол мог, подобно Богу (разумеется с его дозволения) творить чудеса, но этой способностью обладали также и смертные, обращая её во благо или во зло. Каждый человек имел своего ангела, и на земле обитало двойное население, люди и их небесные спутники, или, вернее, тройное, т.к. к ним прибавлялся подстерегавший их мир демонов. Земное общество было лишь сколком с общества небесного. Представление о небесной иерархии сковывало волю людей, мешало им касаться здания земного общества, не расшатывая одновременно общество небесное. Средневековые люди доводили до крайности аллегорическое толкование содержавшихся в Библии более или менее символических дат и сроков творения.

Карнавал.

Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на началах смеха. Это - веселый праздник для всех. Праздничность - существенная особенность всех смеховых обрядно-зрелищных форм средневековья. Карнавалы проводились в последние дни перед великим постом. Очень важная черта карнавала - отмена иерархических отношений: на карнавале все были равны. Официальные празднества как бы освещали неравенство - на них люди появлялись во всех регалиях. В больших городах Средневековья карнавалы продолжались в общей сложности до 3 месяцев в году60. Карнавалы "давали совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и негосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь. Это - особого рода двухмерность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни культура возрождения не могут быть понятыми. Таковы карнавального типа празднества античного мира,. Таковы и средневековые карнавалы".

Прежде всего, карнавал - это не зрелище!

Карнавал - это внутренняя свобода, проявленная в действиях. Высвобождается огромное количество энергии - это и есть источник жизненной энергии карнавала. Камень сваливается с плеч - мир вокруг расцветает красками.

Вечная ноша средневекового человека - сословные условности.

Когда наступал карнавал, все прятались за маски, одевали одинаковые костюмы (в ранних венецианских карнавалах было лишь несколько фасонов масок и мешковатой одежды, которая скрывала фигуру и делала человека практически неузнаваемым). Люди получали право быть самими собой, а не рабами, кузнецами, торговцами, священниками, воинами, королями, придворными.

Западный мир менялся, и старый смысл карнавала перестал быть актуален. Карнавал постепенно исчез.

Зарождение "городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая "городская литература”, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений.

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.

Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством "жонглеров”, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие.

Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение.

С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

Особенности городской литературы:

  • 1) Городская литература отличается вниманием к повседневной жизни человека, к быту.
  • 2) Пафос городской литературы дидактический и сатирический (в отличие от рыцарской литературы).
  • 3) Стиль тоже противоположен рыцарской литературе. Горожане не стремятся к отделке, изяществу произведений, для них самое главное - донести мысль, дать доказательный пример. Поэтому горожане используют не только стихотворную речь, но и прозу. Стиль: бытовые подробности, грубые подробности, много слов и выражений ремесленного, народного, жаргонного происхождения.
  • 4) Горожане начали делать первые прозаические пересказы рыцарских романов. Здесь берет начало прозаическая литература.
  • 5) Тип героя весьма обобщён. Это не индивидуализированный рядовой человек. Этот герой показывается в борьбе: столкновение со священниками, феодалами, где привилегии не на его стороне. Хитрость, изворотливость, жизненный опыт - черты героя.
  • 6) Жанрово-родовой состав.

В городской литературе развиваются все 3 рода.

Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо выше, в силу своего образования всё-таки оказало синтез на городскую лирику.

В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам, горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких анекдотических рассказах. Этим-то и привлекали внимание человека

В городской среде начинает развиваться и достигает расцвета драматический род литературы. Драматический род развивался по двум линиям:

Городская литература в средние века оказалась весьма богатым и разносторонним явлением. Это разнообразие жанров, развитие трёх родов литературы, многогранность стиля, богатство традиций - всё это обеспечивало данному сословному направлению большие возможности и перспективы. Кроме нее горожанам открывалась сама история. Именно в городе в эпоху Средневековья начали формироваться новые для феодального мира товарно-денежные отношения, которые и станут основой будущего капитального мира. Именно в недрах третьего сословия начнёт формироваться будущая буржуазия, интеллигенция. Горожане чувствуют, что будущее за ними, уверенно смотрят в завтрашний день. Поэтому в XIII в., веке интеллектуальной образованности, науки, расширения кругозора, развития городов и духовная жизнь горожан начнёт существенно меняться.