ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Преимущества перехода на уровневую систему образования. Многоуровневая система образования Уровневая система образования

Двухуровневая система образования и компетентностный подход

Two-level education system and competence approach

Харин Александр Александрович

к.э.н, доцент, зав.кафедрой «Управление инновациями»

[email protected]

Харина Ольга Сергеевна

к.э.н., преподаватель кафедры «Прикладная информатика»

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных

технологий и предпринимательства»

[email protected]

Аннотация: Смена политического строя в России в последнем десятилетии прошлого века привела к значительным изменениям в управлении экономикой и необходимости глубокой интеграции в мировое экономическое пространство, которое характеризуется высококонкурентной средой во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в образовательной сфере.

Abstract: Change of a political system in Russia last decade of the last century led to considerable changes in management of economy and need of deep integration into world economic space which is characterized by the high-competitive environment in all branches of a national economy, including in the educational sphere.

Ключевые слова: Инновации, двухуровневая система образования, компетенции, подход.

Keywords: Innovations, two-level education system, competences, approach.

ВВЕДЕНИЕ

Для развития российской высшей школы государством была выбрана стратегия по расширению доступа граждан РФ к высшему профессиональному образованию, повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством внедрения системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов, аналогичной европейской (ECTS), выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement).

Такой подход закреплен законодательно в ст.2, п.1, п/п.3 ФЗ №125 , согласно которому одним из принципов государственной политики в сфере образования является интеграция российской системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему, которая должна происходить при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .

Процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы начался еще в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования, а в 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация , которая заложила основу движения по построению единой образовательной среды в Европе и получило название Болонского процесса, основная цель которого отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Цель Болонского процесса

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, став 34 страной-участницей уникального примера добровольного сближения образовательных систем разных стран, который стал возможным благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе . Следует отметить, что этот процесс подразумевает проведение странами модернизации своих систем высшего образования в соответствии с определенными направлениями развития , в том числе внедрение двухуровневой системы образования, основывающейся на использовании системы зачётных единиц (академических кредитов), и введении докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня). Таким образом, формируется трехуровневая система высшего образования, имеющая отличия в зависимости от региона и представленная двумя доминирующими моделями , отраженными на рисунке 2.

Рисунок 2 - Доминирующие модели системы высшего образования в Европе

Согласно ФЗ №125 расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета и накопления единиц трудоемкости образовательной программы. В 2004 году Министерством образования Российской Федерации была разработана и направлена во все вузы России « Методика расчета зачетных единиц для российских вузов ». Эта методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. С 2005 года Россия представляет на официальных встречах европейских министров образования Национальные доклады о реализации Болонского процесса.

В 2005 г. вышел приказ Минобрнауки "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы" и были утверждены "Перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией" и "Перечень вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией". Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Минобрнауки России прилагает усилия для согласования требований университетов Европейского Союза и высших учебных заведений России .

Согласно Федеральному закону от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» с 31 декабря 2010 года прекращен набор студентов на большинство направлений специалитета, а прием абитуриентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется по одной из соответствующих ступеней: бакалавр или магистр. Таким образом, в 2011 году начался массовый переход российских вузов на систему двухуровневого образования.

Предполагается, что создание единого образовательного пространства позволит национальным образовательным системам заимствовать лучшие практики, поэтому эти системы должны быть однотипными, состоять из единых образовательных циклов (бакалавриат – магистратура), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания получаемых квалификаций и т.д. По сути бакалавр - это законченное базовое высшее образование в той или иной сфере, имеющее общий практикоориентированный характер. Магистр - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В магистратуре углубленно изучается какое-либо направление профессиональной деятельности, причем не обязательно связанное напрямую с квалификацией, полученной в бакалавриате. Заканчивается обучение защитой магистерской диссертации. Таким образом, продолжить обучение в магистратуре могут выпускники, желающие совершенствовать свои профессиональные знания в каком-либо узком научном направлении. Кроме того, магистерская подготовка обязательно включает в себя научно-исследовательскую работу или практику и позволяет готовить специалистов высшей квалификации, склонных к аналитической деятельности.

Положительным моментом при внедрении двухуровневой системы образования является то, что после окончания бакалавриата выпускник может пойти работать, имея диплом о высшем образовании. В процессе своей работы выпускник вуза сможет определиться с тем, какое дальнейшее образование он хочет получить, какие практические навыки и знания у него есть, и хочет ли он получить специализированное образование в дальнейшем.

К отрицательным моментам можно отнести ограничение количества мест в магистратуру. Предварительные прогнозы позволяют сделать вывод, что в магистратуре будет обучаться не более 20 процентов бакалавров. Кроме того, введение двухуровневой системы образования потребует еще и структурной перестройки выпускающих кафедр многих крупных вузов, а также затронет учебно-вспомогательный персонал и практически весь профессорско-преподавательский состав, т.к. в связи с введением в действие федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, возникает необходимость переформирования состава кафедр из-за изменения учебной нагрузки преподавателей. Еще одним неоднозначным моментом является то, что переход на двухуровневую модель образования потребует от руководства вузов разработки или закупки нового программно-методического и информационного обеспечения основных образовательных программ, а также перестройки учебного процесса целого вуза. Особенно это касается высших учебных заведений, вводящих бакалаврские и магистерские программы обучения впервые.

Внедрение двухуровневой системы образования – это один из начальных этапов интеграции российской системы образования в европейскую. Дальнейшее продвижение требует разработки совместных с европейскими вузами международных образовательных программ. В тоже время состояние дел в российском образовании, с точки зрения анализа Болонскогопроцесса, показывает, что лишь небольшое число российских вузов имеют совместные образовательные программы с университетами зарубежных стран, а практика выдачи совместных дипломов еще не получила достаточного распространения в российских университетах.

Несмотря на необходимость перехода на двухуровневую систему образования, в некоторых российских вузах сохранится и традиционная форма обучения. В основном это медицинские высшие учебные заведения и некоторые технические, по направлениям подготовки которых недостаточно 4 лет для освоения профессиональных навыков.

В ходе итоговой коллегии Минобрнауки РФ 19 марта 2011 г. глава ведомства Андрей Фурсенко отметил, что сегодня невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специалистах с горизонтом в пять-семь лет, поэтому высшее профессиональное образование в форме бакалавриата, как базы, является более предпочтительным, чем подготовка узких специалистов. «Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстроменяющейся экономике будущего и в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранцев»,- сказал министр .

В связи с переходом на систему двухуровневого образования Министерство образования и науки РФ инициировало процедуру создания Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового 3 поколения, ориентированных на реализацию компетентностного подхода, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС должны обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» была утверждена структура ФГОС. Они должны включать 3 вида требований:

  1. к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. к результатам освоения ООП.

Особенностью стандартов нового поколения является внедрение компетентностного подхода как метода моделирования результатов обучения и их представления в виде норм качества высшего образования. Под результатами обучения при этом понимаются наборы компетенций, включающие знания, умения и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Создание сопоставимой системы степеней (единого образовательного пространства) требует изменения методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования. Разработка содержания квалификаций, а также документации, обеспечивающей учебный процесс (рабочие программы дисциплин, учебные планы и пр.) в терминах компетенций и результатов обучения решает в определенной степени задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершению обучения. Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана.

Компетентностная модель (далее - модель) специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся внешних условиях. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

Суть модели заключается в том, что компетенции бакалавра по специальности состоят из инвариантных к области деятельности и специальных компетенций. Инвариантными к области деятельности являются социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие компетенции, а специальные компетенции разрабатываются применительно к области деятельности для конкретных направлений подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение компетентностного подхода создает определенные трудности для преподавателей, которым необходимо четко указывать какие компетенции или группы компетенций обеспечиваются разработанными ими курсами и разработать новые контрольно-измерительные материалы, которые помогут понять, освоена студентами нужная компетенция или нет.

Процесс перехода на двухуровневую систему образования является поступательным движением в сторону создания единой системы высшего профессионального образования с развитыми странами. Наша страна только приступила к осуществлению этого процесса, в рамках которого необходимо учитывать недостатки и лучшие практики, выявленные при внедрении принципов Болонского процесса в других странах, а также положительный опыт советской системы образования. Такой подход даст возможность построить максимально эффективную систему образования в Российской Федерации, которая будет являться основой развития современной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный закон №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 (с изм. от 16.11.2011) // СПС Консультант Плюс. // http://www.consultant.ru/popular/education/
  2. Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» (к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года). Сайт Минобрнауки России. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/mpk-8.html
  3. Ларионова М.В. Формирование общего образовательного пространства в условиях развития интеграционных процессов в Европейском союзе. Дисс.д.полит.н., М., 2006.
  4. Николаев Д., Суслова Д. Россия в Болонском процессе // Вопросы образования. №1, 2010 г.
  5. Россия и Болонский процесс. http://www.bologna.mgimo.ru/
  6. Фурсенко: вузы в 2011 году массово перейдут на двухуровневую систему. 19.03.2011 РИА Новости.

После Великой октябрьской социалистической революции до начала 1990-х гг. в образовании бывшего СССР действовала моноуровневая система образования, ста­вившая целью подготовку специалистов к решению узкого круга конкретных про­фессиональных задач ("германская система").
Эта система обладала существенными достоинствами: государственная типизация и унификация учебных планов во всех ссузах и вузах; возможность получения узких, но глубоких знаний и умений по конкретной специальности; упрощенная процедура пере­хода студентов из одного учебного заведения в другое по одинаковой специальности; возможность использования единого учебно-методического обеспечения подготовки специалистов (учебники, учебные пособия, плакаты, схемы, учебные фильмы и др.).

Вместе с тем, моноуровневая система имела ряд недостатков: отсутствие гибкости и адаптации в образовании в зависимости от личности обучаемого и уровня его способностей; невозможность перехода в непрофильный вуз; сложность учета потребно­стей рынка (заказчиков) и конкретных возможностей учебных заведений; несоответствие содержания программ и требований к специалистам западноевропейской системы образования, что усложняло нострификацию дипломов выпускников или делало её невозможной.

Систему многоуровнего образования можно представить в виде структуры, преду­сматривающей следующие уровни (ступени) образования (рис. 2.3).

I уровень - неполное высшее образование с продолжительностью обучения не менее двух лет. Контингент студентов формируется в основном из выпускников школ. Квалификация не присваивается.

II уровень - высшее профессиональное образование. Контингент студентов формируется из выпускников I уровня образования, а также из выпускников ссузов и колледжей. Полный срок обучения - не менее 4-х лет; квалификация (академическая степень) - бакалавр. Выдается диплом о высшем образовании.

III уровень - реализуется по основным профессиональным образовательным программам двух типов:

первый тип (магистратура) - на базе программы бакалавра по соответствующему направлению осваивается программа специализированной подготовки, включающая обя­зательную научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Нормативный срок обучения - не менее 2-х лет. Выпускнику присваивается квали­фикация (академическая степень) "магистр" и выдается соответствующий диплом;

второй тип (специалитет) - программа включает дисциплины всех циклов (бло­ков) ГОС ВПО, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации. Нормативный срок обучения после окончания бакалавриата - не менее одного года. Выпускнику присваивается квалификация специалиста, удостоверенная дипломом о высшем образовании.



Образовательные программы подготовки специалистов могут осваиваться незави­симо от бакалаврской подготовки. В этом случае нормативные сроки обучения уста­навливаются ГОС ВПО по конкретной специальности, но не менее 5 лет.

Освоение образовательных программ в вузе обеспечивается соответствующей ор­ганизацией учебного процесса. В настоящее время широкое распространение в вузах получила блочно-модульная структура учебных планов: на первом уровне (1 и 2 кур­сы) содержание образования соответствует в основном дисциплинами социально-гуманитарного и естественно-математического циклов ГОС ВПО, что позволяет за­ложить фундамент образования; общепрофессиональные дисциплины на I уровне со­ставляют 10-15 % профессиональной образовательной программы. Такой подход со­храняет единое образовательное пространство, его открытость, определенную защи­щенность студента: он без особых потерь в случае необходимости может перейти из вуза в вуз, с одной профессиональной программы на другую.

Унификация дисциплин I уровня образования позволила многим вузам час­тично решать и экономические задачи: в расписание занятий студентов смежных направлений и специальностей можно поставить совмещенные потоковые лек­ции, что снижает затраты на обучение, сохраняя качество. С введением государ­ственных образовательных стандартов вузы получили достаточную академиче­скую свободу, дающую им право в рамках объема часов, отведенных на курсы по выбору студента и на региональный (вузовский) компонент, повышать качество подготовки специалиста введением соответствующих авторских курсов, расши­ряя объем содержания федерального компонента.

Большинство заказчиков на специалистов (рыночные организации), наряду с профессиональными требованиями к работнику, в качестве обязательных выдвига­ют знание иностранного языка и умение работать на компьютере в режиме пользо­вателя. ГОС ВПО позволяют вузу обеспечить соответствующую подготовку благо­даря гибкости и вариативности образовательно-профессиональной программы и личностно ориентированной концепции образования.

Возможность выстраивания учебного плана для сопряженных с бакалавриатом специальностей также делает образовательную систему более открытой и мобильной. Таким образом, требования ГОС ВПО ориентированы на:

· открытость, гибкость, мобильность системы образования;

· культуросообразный подход к отбору содержания, обеспечивающий развитие и самоопределение личности;

· фундаментализацию знаний во взаимосвязи с практической направленностью на профессиональную деятельность;

· целостность и преемственность образовательных программ разных уровней, их открытость и вариативность, преемственность;

· личностно ориентированный характер образования, учитывающий способности и возможности каждого субъекта образовательного процесса;

· широкое внедрение и использование новых информационных и инновационных образовательных технологий.

Возможность осуществить выбор или смену образовательной траектории в про­цессе получения высшего образования, не прерывая его, развивает чувство ответст­венности, самоопределения, ускоряет социализацию будущего специалиста и обеспе­чивает учащимся эмоциональную комфортность. Расширение спектра профессио­нальных видов деятельности после окончания вуза повышает социальную защищен­ность выпускника.

1

Закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования был подписан 24 октября 2007 года. Таким образом, у российских вузов в запасе есть еще пара лет, чтобы как следует подготовиться к началу обучения по европейским правилам. Отныне в соответствии с Болонской конвенцией вузы будут обязаны вести обучение по программам бакалавра и магистра. Кроме того, остается традиционная для России программа специалиста (5 лет). Такую поправку отстояли в нелегкой борьбе ректоры профильных вузов, доказав, что российская система подготовки кадров для этих специальностей не может уложиться в 4, а то и в 3 года. Перечень таких вузов будет устанавливаться правительством.

Предполагается, что введение двухуровневой системы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров преимущественно на второй ступени.

Болонская конвенция была подписана в 1999 году 29 министрами европейских стран для сближения существующих в Европе систем образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться и в России, а к 2010 году А. Фурсенко обещал полностью завершить реформу. Научные круги в целом оценивают двухуровневую систему положительно. Но боятся, что в российских реалиях реформа породит множество негативных последствий, в частности падение качества образования и малодоступность магистерских программ для необеспеченных студентов. Предполагается, что бесплатно на магистра будут учиться не более 30% всех студентов.

Будущие работодатели тоже неоднозначно относятся к инновации. С одной стороны, им не хватает узкопрофильных специалистов. И магистратура вроде бы должна в этом помочь. Но судя по первым выпускникам новой системы, все они приходят с большим багажом абстрактных знаний, а доводить до нужного состояния как магистров, так и бакалавров надо одинаковыми интенсивными тренингами.

Одним из противников двухуровневой системы среди российских вузов выступает МГУ, т.к. изменятся и сложившиеся, отработанные учебные программы. Они будут рассчитываться не в академических часах, а в кредитах (зачетных единицах, ЗЕ) - согласно Болонской декларации. Все учебные предметы будут представляться в виде учебных модулей, по окончании которых студент обязан будет сдать экзамен и получить положительную оценку. По Европейской системе перезачета кредитов (ECTS) за учебный год начисляется ровно 60 ЗЕ. Для получения бакалавра необходимо набрать не менее 240 ЗЕ, для магистра - не менее 300.

С другой стороны, любой молодой человек в соответствии с Болонской декларацией сможет получить образование в любом европейском вузе, где за прослушанный курс лекций ему выставят баллы. После 3-4 лет обучения, набрав необходимое их количество, он получит право претендовать на ученую степень бакалавра, а по сути станет квалифицированным, но все-таки, как утверждают эксперты, рядовым сотрудником. Если есть желание подняться по служебной лестнице выше, необходимо поступить в магистратуру. Здесь студента подготовят к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе.

Переход к двухуровневой системе актуален не столько потому, что Россия присоединилась к Болонскому процессу. Он обусловлен современными экономическими и социальными реалиями, когда человеку приходится менять профессии и получать образование на протяжении всей жизни. Теперь у студента появится возможность выбора индивидуальной образовательной траектории: после бакалавриата он может поступить в магистратуру сразу или начать работать и при желании поступить туда через несколько лет. При этом появляется возможность учиться в магистратуре любого вуза, а значит, получать дополнительные карьерные преимущества на рынке труда. Это должно улучшить конкурентоспособность европейских университетов и повысить уровень знаний студентов.

Вместе с тем следует отметить некоторые важнейшие факторы, которые не способствуют введению в России двухуровневой системы. Прежде всего, следует сказать, что для сложных фундаментальных наук и близких к ним специальностям, требующих высокого уровня подготовки студента по фундаментальным специальностям выделение степени бакалавра утрачивает всякий смысл. Такой выпускник бакалавриата сможет стать специалистом в своем деле, только сразу же освоив программу специалиста или магистра.

Кроме того, на эту проблему стоило бы посмотреть и с позиций международного разделения труда (и соответственно образования и специалистов). Нетрудно предвидеть, что значительная часть российских магистров будет находить себе работу в странах Западной Европы или, в крайнем случае, в европейских фирмах.

Библиографическая ссылка

Жукова Н.Ю. ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1003 (дата обращения: 06.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» О ВВЕДЕНИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ 13 марта 1992 г. N 13 (Д) Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы необходимо дополнить действующую систему высшего образования различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня. В этих целях Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации (Приложение 1) и Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня (Приложение 2). 2. Учебно-методическому управлению совместно с Учебно-методическими объединениями вузов, другими заинтересованными организациями и учреждениями разработать во 2-м квартале 1992 года перечень направлений и специальностей высшего образования, формы дипломов, предусмотренных Временным положением о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации, а также требования к содержанию образовательно-профессиональных программ разного уровня. 3. Учебно-методическому управлению (Татуру Ю.Г.) совместно с Управлением аттестации и аккредитации (Кушель А.А.) до начала 1993 г. проанализировать и обобщить опыт введения новых образовательно-профессиональных программ в вузах Российской Федерации. 4. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя председателя Комитета по высшей школе Шадрикова В.Д. Председатель Комитета по высшей школе В.Г.КИНЕЛЕВ 13 марта 1992 г. N 13 Приложение 1 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 13 марта 1992 года N 13 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Общие положения 1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации преследует целью расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. 2. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО. 3. Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования по специальностям входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования. Характеристика структуры высшего образования 1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней. 2. Основу высшего образования - базовое высшее образование - составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня). Они предоставляют личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения по программам базового высшего образования - не менее 4 лет на основе общего среднего образования. Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. 3. Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием. Общая продолжительность обучения по этим программам - 3 - 3,5 года. Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования, утвержденному в установленном порядке. 4. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности. Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах: 4.1. На основе общего среднего образования - за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, основанных на объединении в единую программу по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5 - 6 лет. Лицам, завершившим обучение по этим программам, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. 4.2. На основе базового высшего образования - за счет дальнейшего развития и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования. Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием. Программа подготовки магистра наук предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Срок ее реализации - 2 - 3 года. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра наук и указанием специальности. Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы, в зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до трех лет. 4.3. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру. 5. Перечни направлений и специальностей подготовки, государственные требования к содержанию и качеству высшего образования (стандарты) на всех его уровнях утверждаются Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. 6. Устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов: диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специальным положением. Начальник Учебно-методического управления Ю.Г.ТАТУР Приложение 2 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 13 марта 1992 года N 13 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗНОГО УРОВНЯ 1. Все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы третьего уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1 Временного положения о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. 2. Реализация в государственных высших учебных заведениях образовательно-профессиональных программ базового высшего образования осуществляется по инициативе Ученого совета вуза и по мере готовности педагогического коллектива, учебно-методической и материально-технической базы. Переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого находится вуз. 3. Введение в высшем учебном заведении магистратуры осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. 4. Реализация образовательно-профессиональных программ первого уровня высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих право на подготовку бакалавров, осуществляется по решению Ученого совета вуза. Ученым советам этих вузов предоставляется право по итогам завершения второго курса базового высшего образования переводить часть студентов в установленном порядке на образовательно-профессиональную программу первого уровня. Для реализации программ первого уровня в вузе или при нем должны быть созданы специальные структурные подразделения или учебные заведения. 5. В 1992 году право на реализацию образовательно-профессиональных программ, предполагающих присвоение степеней бакалавра и магистра, будет предоставляться в первую очередь университетам и академиям различного профиля. 6. В государственных высших учебных заведениях осуществляется бюджетное финансирование образовательно-профессиональных программ всех уровней. Начальник Учебно-методического управления Ю.Г.ТАТУР