ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Цель посещения открытого урока завучем. Карта посещения уроков


ПАМЯТКА

ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

1. Организация урока, выполнение единых педагогических требова­ний, оснащение урока средствами обучения.

1-1. Организация внимания учащихся на уроке» привитие интереса

к предмету.

1-2. Изучение работоспособности группы.

1-3. Эффективность и методика использования средств обучения. 1-4. Рациональное использование времени урока.

1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной дея­тельности.

2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.
2-1.
Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего

2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся

2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.

2 -4.Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.

2-5.Использование на уроке творческих работ, практических заданий.

3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.
3-1.
Система работы по формированию у учащихся научных понятий.
3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.
3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся. .

З-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная на­правленность преподавания.

3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обяза­тельного минимума содержания среднего образования .

2.Научная направленность изложения нового материала.

3.Доступность и полнота изложения нового материала.

4.Структура урока, ее соответствие содержанию урока, рациональность и(
пользования времени урока.

5.Характер изучения нового материала:

Ставились ли познавательные задачи;

Создавались ли проблемные ситуации;

Выделено ли главное в изучаемом материале;

Записаны ли в тетрадь выводы, определения. Формулы и т. д.

Показана ли возможность применения новых знаний на практике;

Реализованы ли на уроке воспитательные возможности, заложенные в учебном материале

2. Методы обучения на уроке

Какие методы обучения были использованы на уроке.

Правильность выбора методов обучения для данного урока.

Соответствие методов обучения целям урока, содержанию учебного мате­риала, готовности учащихся к усвоению новых знаний.

Эффективность методов обучения:

позволяли интенсифицировать учебный процесс;

формировали у учащихся умения и навыки самостоятельной работы;

учили применению полученных знаний в новой ситуации;

развивали творческие силы и способности учащихся;

воспитывали положительное отношение к учебе.

3. Роль комплексного методического обеспечения кабинета в совершенствовании знаний учащихся

1. Система проверки знаний учащихся при закреплении полученных знаний
(индивидуальные задания, зачетный и дидактический материал).

2. Система закрепления полученных знаний на уроке.

Конкретность целей,

вопросы воспитания на уроке.

ПАМЯТКА

посещающему урок с целью: «Система учета знаний учащихся,

самостоятельная работа учащихся на уроке»

1. Система учета знаний учащихся.

Качество знаний учащихся, их соответствие требованиям программы.

Степень овладения практическими умениями и навыками. -

Объективность оценки знаний и их соответствие нормам,

Методы, применяемые учителем при проверке знаний учащихся, их эффек­тивность.

Индивидуальная работа с учащимися.

Проверка тетрадей:

а) система письменных работ;

б) регулярность и тщательность проверки тетрадей;

в) система работ над ошибками

д) внешний вид тетрадей.

2. Самостоятельная работа на уроке.

Организация усвоения новых знаний на уроке.

Самостоятельная работа на уроке с учебником, дополнительной литературой.

Оснащение урока средствами обучения, их роль в оценке знаний,

Дифференцированность работ учащихся по степени трудности.

Система проблемных и логических заданий учащихся на уроке.

Использование в работе творческих и практических домашних заданий.

ПАМЯТКА

посещающему урок с целью:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке»

1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой, умение вызвать интерес к теме.

2. Постановка целей перед учащимися на каждом этапе урока и их реализация.
. 3. Организация поэлементного усвоения новых знаний на уроке.

Самостоятельная работа учащихся на уроке с учебником, справочной лите­ратурой, обеспечение дифференцированного подхода.

Система проблемных и логических заданий учащихся:

в ходе проверки знаний и домашней работы;

при изучении нового материала; - - процессе закрепления.

6.Оснащение урока средствами обучения и его роль в активизации познавательной деятельности учащихся на уроке

7.Преемственность между и домашней работой и ее роль в аквизиции мыслительной деятельности учащихся

Система стимулирования познавательной активности учащихся на уроке.

10. Роль комплексного методического обеспечения предмета в активизации по­
знавательной деятельности учащихся на уроке.

Приложение 6

ПАМЯТКА
посещающему урок с целью: «Эффективность методов

преподавания, глубина и прочность знаний учащихся»

1.Организация начала урока

1 . Как выполняются предъявляемые учителем педагогические требования:

наличие у учащихся учебников, тетрадей, учебных принадлежностей;

порядок выяснения отсутствующих и причин отсутствия.

Объявлена ли цель и тема урока.

Проверено ли выполнение домашнего задания.

Рационально ли используется время урока.

1. Как запланированы и реализованы образовательная, развивающая и воспи­тательная цели урока:

конкретность целей;

связь их с содержанием учебного материала;

вопросы воспитания на уроке.

Учит ли самостоятельно рассуждать, обобщать, делать выводы, составля план, работать с книгой.

Работа над речью учащихся.

Добивается ли усвоения вопросов познавательного и проблемного характер не только сильными учащимися.

Эффективность урока.

3. Структура урока

Время каждого этапа урока.

Отражена ли в поурочном плане структура урока.

Целесообразность каждого из этапов урока, их соответствие целям урока.

Методы ведения урока

Какие методы обучения учитель использует в своей работе.

Соответствуют ли методы преподавания содержанию учебного материала целям урока.

Эффективность методов ведения урока.

Как используется на уроке самостоятельная работа.

6. Продумана ли система вопросов к учащимся, их познавательный или проблемный характер.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

Целесообразность и методика использования на уроке различных средств обучения.

В ходе работы в школе учителям то и дело приходится сталкиваться с различного рода проверками. Мы разберем с вами, каковы цели посещения уроков завучем и как зачастую проходит данная форма проверки, на какие моменты обращает внимание проверяющий.

Основные цели

Посещение и анализ уроков учителей - одна из должностных обязанностей администрации школы. Зачастую завуч должен оповестить учителя о проверке заранее, в письменном виде. Лучше всего, если это будет хотя бы за день до проведения урока. Правда, далеко не во всех учебных заведениях администрация придерживается данного правила. В уведомлении должны быть указаны время и цель посещения урока.

Основные цели посещения уроков завучем - это:

1. Контроль качества обучения, знаний и навыков, умений учащихся.

2. Проверка состояния учебно-воспитательного процесса.

3. Помощь начинающим учителям в овладении методикой преподавания.

4. Выяснение причин неудач и успехов учителя.

5. Проверка дисциплины учащихся, посещаемости, соблюдений правил школы.

Моменты, на которые обращают внимание при проверке

Какова основная задача, которую преследует завучем? и составление замечаний и рекомендаций. В ходе проверки завуч делает пометки, составляет опросник, список замечаний и пожеланий, отмечает понравившиеся моменты.

В ходе урока обращается внимание на следующие моменты:

1. Правильность постановки и доведение ее до учащихся.

2. Достижение поставленной цели в ходе урока.

3. ее продуманность, выбор форм обучения.

4. Наличие личная подготовка учителя также относится к основной цели посещения уроков завучем.

5. Соответствие содержания урока современным государственным стандартам.

6. Организация самостоятельной работы учащихся.

7. Анализ работы учащихся на уроке, их поведения, активности.

8. Культура общения учителя с учащимися, соблюдение норм этики и такта.

9. Оценка домашнего задания - его объем и цель.

Это далеко не весь перечень моментов, на которые обращает внимание проверяющий. Их перечень во многом зависит от цели посещения уроков завучем.

Беседа по итогам проверки

После проверки завуч приглашает педагога для анализа проведенного урока. Зачастую руководство предпочитает обсудить с педагогом занятие сразу же после его проведения, что в корне неправильно. Анализ урока лучше всего проводить по окончании всех уроков, в спокойной, тихой обстановке, без лишней спешки.

Во время анализа урока завуч может попросить педагога провести рассказать о том, какие моменты, по мнению учителя, были удачны, какие ошибки он допустил во время урока.

Учитывая то, что проверка профессионализма начинающих преподавателей одна из частых причин, которую преследует посещение уроков завучем, анализ урока поможет не только выявить слабые места в но и найти пути устранения проблем.

Так, выслушав мнение учителя об уроке, завуч может дополнить рассказ педагога, внести свои предложения и рекомендации по устранению наиболее частых, типичных ошибок преподавателя. Все это поможет повысить профессиональный уровень педагога.

Выводы

Посещение уроков завучем школы - одна из наиболее частых проверок, к которым следует относиться как к рабочим моментам. В ходе проверки анализируются не столько личностные, сколько профессиональные качества педагога, проверяется его умение правильно и интересно преподать свой предмет. В результате анализа урока завуч может дать учителю ряд советов и рекомендаций по исправлению ошибок, порекомендовать использовать новые методы и формы обучения, посетить коллег, почитать дополнительную литературу по методике преподавания своего предмета.

Типовая карта посещения урока

Дата посещения ______________________

Учитель __________________________________________________________

Предмет _____________________________

Класс ____________

Классный руководитель_________________________

На уроке присутствовали:______________________________________________________________ ________ __

Общая информация об уроке

1. 1. Причина посещения урока (отмечается одна из причин)

плановое посещение;

внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения).______________________ _______________

1. 2. Цель посещения урока (отмечается одна из целей)

знакомство с учителем;

комплексное наблюдение за работой учителя;

наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача) ;

наблюдение за работой класса, отдельных учеников;

диагностика затруднений учителя;

диагностика затруднений класса;

контроль (указывается форма контроля) ;

подготовка к аттестации;

аттестация;

психолого-педагогическое наблюдение;

другое (указывается цель посещения) .

1. 3. Общая характеристика урока

1.3.1. Тема урока: .

1.3.2. Место урока в системе уроков.

1.3.3. Тип урока.

1.3.4. Цель урока.

1.3.5. Задачи урока.

1.3.6. Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)________________________________________________________________________________________ __.

1.3.7. Контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся.

1.3.8. Работа с тетрадями учеников.

2. Краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациями

3. Анализ урока

3.1. Исчерпанность темы

Разумное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности

Разумное соотношение знаний «в готовом виде» и их самостоятельного поиска

Разумное соотношение побуждения учащихся к деятельности и корректного принуждения школьников

Педагогический такт учителя

Психологический климат в классе

Рабочее самочувствие учителя на уроке

Рабочее самочувствие учащихся на уроке

Учет возрастных и психофизических особенностей отдельных учащихся и класса в целом

Другое

3.9. Анализ домашнего задания

4. Оценка урока

4.1. Оценка урока учителем (самооценка)

4.2. Замечания и предложения

Порядок работы с картой. Хранение и использование карт

1. Каждый посещенный урок фиксируется в карте посещения урока.

2. Карта заполняется в течение урока и сразу после его окончания, а также перед началом обсуждения урока с учителем.

3. Обсуждение урока с учителем опирается на материалы карты.

4. Все карты хранятся у руководителя школьного методического объединения или заместителя директора школы, курирующего работу данного учителя. Их материалы могут быть использованы в ходе собеседований с директором школы и его заместителями, а также при аттестации педагогических кадров.

5. Материалы карты не могут быть достоянием педагогов школы кроме как с личного согласия учителя, чей урок зафиксирован в ней.

Примечания

1. Руководитель школьного методического объединения может разработать предметное приложение к карте, если возникает необходимость учета специфики того или иного предмета, например, работа с картой на уроках географии, анализ проведения лабораторной работы на уроках по предметам естественно­научного цикла и т.п. Заполнение приложения не отменяет необходимости заполнения типовой карты в полном объеме.

2. Содержание данной карты может быть пересмотрено в конце учебного года с учетом пожеланий и рекомендаций различных специалистов.

Пояснения к карте посещения урока (для руководителей школ, методистов, старших учителей, учителей-наставников)

Типовая карта посещения урока, введенная в нашем лицее, состоит из четырех частей.

В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся) заполняется в свободной форме и подразумевает фиксацию тех приемов, форм контроля и оценивания, которые использовал учитель, а также определение «достаточности» и объективности выставленных оценок.

Вторая часть карты представляет собой конспект посещенного урока. Посещающий сам определяет степень подробности конспекта, т.е.:

фиксировать ли ему только основные этапы урока;

фиксировать основные этапы с особым вниманием к одному или нескольким этапам;

детально конспектировать ход всех этапов урока.

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Тетерина Людмила Николаевна

Обмен опытом - один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Обмен опытом может осуществляться через посещение уроков у коллег. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от двух факторов:

1) от степени осознаваемой учителем субъективной новизны посещенного урока;

2) от умения видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями.

Посещать уроки у коллег можно только с их согласия и по предварительной договорённости.

При посещении урока с целью развития методической компетентности учителя решающее значение приобретает рефлексивная деятельность учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития. Нельзя забывать, что главной целью посещения уроков учителем является методическая учёба, повышение собственного профессионального уровня. И как любая учебная деятельность, она наиболее эффективна, если учитель тщательно подготовится к посещению урока у коллеги, а во время урока будет внимательно наблюдать, фиксируя результаты своего наблюдения.

Исходя из своих затруднений, учитель решает, на что именно в методике урока при посещении он будет обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).

После посещения урока необходимо осмыслить то, что записано на уроке и принять участие в обсуждении и анализе посещённого урока. Если обсуждение урока не организуется, посещающему урок коллеги педагогу всё равно надо узнать мнение самого учителя об уроке, задать ему вопросы о том, что в уроке осталось не совсем ясным, поделится собственными впечатлениями.

В дальнейшем учитель будет активно осваивать опыт посещённых уроков: использовать информацию, приобретённую им в процессе посещения, осмысления и обсуждения урока, при подготовке и проведении своих уроков; творчески интерпретировать полученный опыт, исходя из собственных потребностей в развитии методической компетентности.

Таким образом, цель деятельности, связанной с посещением уроков педагогом у своего коллеги, заключается в том, чтобы заимствовать положительный опыт и учиться на чужих ошибках.

При посещении урока хорошо воспользоваться памятками для посещающих урок или картами посещения. Они могут подсказать, на что надо обратить внимание на уроке во время посещения.

Примерная памятка анализа урока русского языка.

Учитель______ Класс_______ Тема_______

1. Правильность освещения темы урока, формулировка определений и выводов, сделанных на уроке.

2. Воспитательная и образовательная ценность дидактического материала.

3. Культура речи учителя и учащихся.

II. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1. Методы и приемы изучения нового материала, закрепление пройденного и про-верка, рациональность их применения.

2. Виды упражнений и эффективность их использования.

3. Эффективность использования наглядных пособий.

4. Приемы объяснения домашнего задания и места его на \роке.

5. Осуществление на уроке задач формирования грамматической базы учащихся (работа по развитию орфографической и пунктуационнойзоркости).

6. Осуществление на уроке задач развития связной речи учащихся.

7. Осуществление на уроке принципов развивающего и воспитывающего обуче-ния.

8. Выявление знаний учащихся, правильность и мотивированность оценок.

9. Подведение итогов урока.

III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА АНАЛИЗА УРОКА.

1. Поведение учителя на уроке, внимание к классу и отдельным учащимся, манера обращения с детьми.

2. Организация классного коллектива на воспитание положительных мотивов учащихся.

3. Реакция учащихся на применение учителем новых приемов и видов работ.

4. Степень активности и самостоятельности учащихся на протяжении всего >рока и на отдельных этапах.

IV. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО УРОКУ.

1. Достигли урок цели?

  1. Насколько рациональны пути ее достижения?

4. Методика построения (принципы, формы, методы и приемы).

5. Закономерность и эффективность урока в целом.

V. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Памятка анализа урока литературы.

Учитель ___________ Класс _____________Тема ________________

1. Правильно ли определена цель урока и выбраны средства ее достижения?

2. Как осуществляется идейное, нравственное и эстетическое воспитание учащих-ся?

3. Соблюдается ли принцип единства формы и содержания при анализе литера-турных произведений? Какими путями он осуществляется?

4. Насколько хорошо учащиеся знают тексты изучаемых произведений?

5. Какими путями учитель пользуется при освещении основных проблем в творче-стве разных писателей?

6. Привлекаются ли смежные виды искусства для более глубокого понимания ос-новной идеи произведения или исторической закономерности и достоверности событий, раскрытых писателем, поэтом?

7. Какое место на уроках литературы имеют технические средства и наглядность?

8. Связаны ли занятия с усвоением богатства родного языка, обогащением речи учащихся, обучением выразительности речи?

9. Как учащиеся овладевают основными понятиями теории литературы?

10. Как учитель руководит внеклассным чтением, отводит ли специальные уроки с этой целью?

11. Насколько ярка, эмоциональна и выразительна речь самого учителя?

12. Какая работа ведется по подготовке к письму, сочинению или устным расска-зам, выступлениям как на уроке, так и в порядке домашних заданий?

13. Уделяется ли внимание повторению теоретических понятий?

14. Каким образом устанавливается связь с изученным уже ранее произведением?

15. Выводы и предложения.

В то же время при посещении уроков у коллег надо помнить, что коллега, у которого Вы посещаете урок, такой же учитель, как и Вы. И разрешение на посещение его урока он даёт добровольно, никто его не может обязать это делать. При этом он очень волнуется. Поэтому здесь надо учитывать и психологический аспект процесса посещения. Все Вы хорошо помните свои чувства, когда кто-то присутствует у Вас на уроке. И страх, и боязнь сделать что-то не так, и смущение, и готовность покивать головой на чей-то лестный отзыв, и обида на несправедливое замечание, и сокрушение по поводу очевидных промахов. Чтобы благополучно избежать недоразумений, недопонимания и не принести коллеге лишних тревог, воспользуйтесь простыми советами:

1. Каким бы странным и непонятным ни был урок, попробуйте заметить в поведении учителя такие особенности, которые обнаруживают, что ему самому интересно, найдут ли дети ответ, выход или верное направление. Если это есть, урок удался.

2. Не судите об активности детей по резвости воздевания рук и их количеству. Активность в том, что и смех, и говор, и движение могут быстро сменяться рабочей внимательной тишиной, и наоборот.

3. Как ни странно, личностно-ориентированный подход обнаруживается не только и не столько в том, даются ли индивидуальные задания, а в том, что задания легче и полезнее выполнять вместе с товарищами, чем в одиночку. Поэтому хорошо, если работа на уроке или часть её выполняются в группах. Если дети в классе спокойно и весело трудятся в компании, онизащищены от скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки. Это является украшением любого урока и показателем высокого качества работы учителя с классом.

4. Уровень компетентности класса, таланта и сообразительности каждого ребёнка лучше всего виден в смене дел, содержания и форм работы при отсутствии учительских разносов за глупость, нерадивость и бестолковость. Многие и разные задания, сменяя друг друга, позволяют детям проявлять свою находчивость, умения, способности.

5. И наконец, если Вы увидели талант другого, порадовались за него, то не становитесь ли и Вы талантливее сами?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководство начинающему завучу

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча начальных классов:

  1. Свои уроки – 9 ч.
  2. Внеклассная работа по предмету – 1 ч.
  3. Контроль за УВП (посещение и анализ уроков) – 5 ч.
  4. Посещение и анализ внеурочных мероприятий – 1 ч.
  5. Собрания, совещания, собрания – 4 ч.
  6. Работа с нормативной документацией –2 ч.
  7. Проверка и анализ школьной документации – 4 ч.
  8. Беседа с учителями и воспитателями – 4 ч.
  9. Беседа с учащимися и их родителями – 5 ч.
  10. Деловые встречи и разъезды – 3 ч.
  11. Хозяйственная деятельность – 1 ч.
  12. Непредсказуемый расход времени (или его потеря) – 1 ч.

Итого – 40 ч.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1 )

Правила, которых следует придерживаться в работе.

  1. Отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров “по душам” с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих заранее запланированных задач пресекаются вежливо, но решительно. Т.о. все учителя постепенно привыкли к тому, что все беседы и разговоры проводятся в конце рабочего дня.
  2. Все вопросы, касающиеся компетенции тех или иных сотрудников не решаются в их отсутствие, т.к. в последствии придется затрачивать дополнительное время на перепоручение дел другим людям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.д. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящих в компетенцию отсутствующих сотрудников может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть самолюбие.
  3. Максимальное использование в повседневной работе компьютера и других средств передачи оперативной информации.
  4. Обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса в специальной тетради (фиксация замечаний и предложений педагогов, даже высказанная не в корректной форме).
  5. Успешность совместной работы – полная согласованность действий.

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом.

  1. Работа по выполнению закона “Об образовании”, Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов.
  2. Работа с педагогическими кадрами.
  3. Методическая работа.
  4. Работа служб сопровождения.
  5. Организация дополнительного образования.
  6. Работа с родителями.
  7. Внеклассная и воспитательная работа.
  8. Система внутришкольного контроля.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7 )

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Система внутришкольного контроля за УВП и реализацией нормативных документов.

  1. Контроль за выполнением государственных программ. (Приложение 2, 3 )
  2. Контроль уровня преподавания (Приложение 4,5 )
  3. Контроль за работой ГПД.
  4. Контроль за методической работой.
  5. Контроль за внеклассной работой.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Система отчетной документации (Приложение 8 ).

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9 ). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6 ). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

Завуч должен взять за правило:

  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Заповеди завуча:

  1. Будь таким руководителем, какому бы хотел подчиняться сам.
  2. Управляя людьми, обходись по возможности, без приказов, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать.
  3. Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют.
  4. Владей педагогической техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
  5. Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
  6. Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному, успеху.
  7. Оставайся реалистом и оптимистом.
  1. Приложение 1

Совещание при директоре

Рабочее совещание при зам. дир по УВР

Собеседование

с учителями

Методическая планерка

Методические консультации

Заседание методического объединения

Педагогический совет

  1. График контроля за школьной документацией и выполнением программ.

Классные журналы

Выполнение учебных программ

Рабочие тетради

Контрольные тетради

Личные дела учащихся

Дневники учащихся

Приложение 2

ПЛАН КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ И ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММ

  1. Проверка классных журналов
  2. Проверка факультативных журналов
  3. Проверка дневников

  4. Проверка рабочих тетрадей
  5. Проверка контрольных тетрадей
  6. Проверка дневников учащихся
  7. Проверка календарно-тематического планирования
  8. Проверка выполнения графика контрольных работ
  9. Проверка выполнения практической части программы

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

  1. Посещение уроков
  2. Контроль ЗУН

ПЛАН КОНТРОЛЯ ЗУН

  1. Педагогическая диагностика 1 класса.
  2. «Входной» контроль.
  3. Контроль по повторению материала в начале ив конце года.
  4. Рубежный контроль по русскому языку, математике, окружающему миру.
  5. Проверка техники чтения «про себя» и вслух.
  6. Контроль над отработкой навыка устного счета.
  7. Контроль над отработкой навыка безошибочного списывания.
  8. Контроль над усвоением правописания слов с непроверяемым написанием.
  9. Контроль усвоения основных тем программы.
  10. Контроль над развитием речи.

Приложение 3

ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТАЦИИ

Классные журналы

Сентябрь : оформление журналов, организация повторения, накопляемость оценок.

Октябрь : посещаемость, система опроса, накопляемость оценок.

Ноябрь : выполнение программ, объективность выставления оценок, выполнение практической части программы и графика контрольных работ.

Декабрь : система выполнения письменных работ, накопляемость оценок по физ-ре, музыке, ИЗО, опрос слабоуспевающих учащихся.

Январь : выполнение программ, посещаемость, система опроса, работа со слабоуспевающими учащимися.

Февраль : выполнение практической части программы, использование ТСО.

Март : выполнение программы, система опроса слабоуспевающих учащихся.

Апрель: проведение итогового контроля.

Май : организация повторения, выполнение программы.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь : планирование на 1 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Ноябрь: планирование на 2 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Январь : планирование на 3 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Апрель : планирование на 4 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Выполнение учебных программ

Октябрь: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 1 четверть. Собеседования с учителями.

Декабрь: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 2 четверть. Собеседования с учителями.

Март: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 3 четверть. Собеседования с учителями.

Май: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 4 четверть и год. Собеседования с учителями.

Рабочие тетради

Октябрь : соблюдение орфографического режима.

Декабрь : объем классной работы и домашнего задания.

Февраль: качество проверки, работа над ошибками.

Апрель : работа над каллиграфией, соблюдение норм оценок.

Виды письменных работ, индивидуальная работа.

Контрольные тетради

Сентябрь : наличие и соблюдение орфографического режима.

Январь: виды письменных работ, система работы над ошибками, соблюдение норм оценок.

Май: выполнение графика контрольных работ в соответствии с госпрограммами.

Личные дела учащихся

Сентябрь : состояние личных дел учащихся.

Май: документы в личном деле.

Дневники учащихся

Сентябрь: единый орфографический режим.

Ноябрь: выставление оценок в дневник.

Январь: контроль со стороны родителей.

Март: контроль со стороны классного руководителя.

Май: оформление и единый режим.

Журналы факультативных занятий

Сентябрь : оформление и своевременность записей.

Январь: оформление и своевременность записей

Апрель : оформление и своевременность записей

Приложение 4

График контроля ЗУН

Педагогическая диагностика 1 класс

«Входные» работы

2-4 кл.

Контроль по повторению

Рубежный контроль по русскому языку

Рубежный контроль по математике

Рубежный контроль по окружающему миру

Проверка техники чтения

Проверка чтения «про себя»

Контрольное списывание

Контрольный словарный диктант

Контрольный математический диктант

Тестирование по основным темам программы

Контрольное изложение

Контрольная работа по труду

Приложение 5

График контроля уровня преподавания

Посещение уроков

Посещение факультативных занятий

Посещение уроков учителей предметников

Посещение занятий педагогов дополнительного образования

Посещение занятий логопеда

Посещение занятий психолога

ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

  1. Изучение работы учителя со слабоуспевающими учащимися.
  2. Активизация методов обучения.
  3. Организация самостоятельной работы на уроке.
  4. Воспитательная направленность на уроке.
  5. Дифференциация и индивидуальная работа на уроке.
  6. Использование опорного, наглядного материала и ТСО.
  7. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы на уроке.
  8. Развитие творческой активности.
  9. Развитие логического мышления, навыков устных вычислений на уроках математики.
  10. Отработка техники чтения.
  11. Развитие навыков самостоятельного ориентирования в информационном поле.
  12. Анализ оценочной деятельности на уроках.
  13. Использование новых педагогических технологий.

Приложение 6

График посещения уроков

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Целевая проверка

Первые дни ребенка в школе

Организация повторения 2-4 кл.

Адаптационный период в 5 классе

Комплексная проверка

Уроки в 1 классе

Уроки во 2 классе

Уроки в 3 классе

Уроки в 4 классе

Тематическая проверка

КАНИКУЛЫ

Уроки обучения грамоте в 1 кл.

Уроки развития речи 2-4 кл.

Уроки истории 2-4 кл.

Комплексная проверка

Уроки в 1 классе

Уроки во 2 классе

Уроки в 3 классе

Уроки в 4 классе

Фронтальная проверка

КАНИКУЛЫ

КАНИКУЛЫ

Уроки окружающего мира

Уроки трудового обучения

Выборочная проверка

Уроки математики 1-2 кл.

Уроки математики 3-4 кл.

Уроки русского языка 1-2 кл

Уроки русского языка 3-4 кл

Целевая проверка

Уроки чтения и внеклассного чтения 1-2 кл.

Уроки чтения и внеклассного чтения 3-4 кл.

Уроки чтения и внеклассного чтения 1-4 кл.

КАНИКУЛЫ

Классно-обобщающая проверка

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Выборочная проверка

Организация повторения 1-4 кл.

Организация повторения 1-4 кл.

КАНИКУЛЫ

График посещения уроков учителей предметников и педагогов дополнительного образования

Уроки учителей предметников

Факультативные занятия

Занятия педагогов дополнительного образования

Занятия логопеда и психолога

Посещение уроков английского языка

Посещение изостудии

Посещение занятий

психолога

Посещение уроков

музыки

Посещение занятий информатики

Посещение занятий по ритмике

Посещение занятий логопеда

Посещение уроков

ИЗО

Посещение занятий в музык. студии

Посещение занятий

психолога

Посещение уроков

физкультуры

Посещение занятий по интеллекту

Посещение занятий компьют. графики

Посещение занятий логопеда

Посещение уроков

английского языка

Посещение занятий

спортивной секции

Посещение занятий

психолога

Посещение уроков

музыки

Посещение занятий по англ. языку

Посещение занятий

театральной студии

Посещение занятий логопеда

Посещение уроков

ИЗО

Посещение занятий

по плаванию

Посещение занятий

психолога

Посещение уроков

физкультуры

Посещение занятий

по истории

Посещение занятий по борьбе

Посещение занятий логопеда

Приложение 7

ПЛАН РАБОТЫ

на сентябрь

Общие вопросы

Обсуждение и утверждение нагрузки.

Составление расписания, графиков работы, списков и т. д.

Составление расписания факультативов и кружков.

График работы логопеда и психолога.

Обсуждение и утверждение режима дня и питания.

Оформление информационного стенда.

Организация дежурства.

Медицинский осмотр учащихся.

Совещания, заседания, педсоветы

Совещание при директоре.

Совещание завучей.

Рабочее совещание при зам. дир. нач. кл.

Методическая планерка по подготовке к м.о.

Методические консультации по документации.

Совещание по 5 классу.

Контроль за школьной документацией и выполнением программ.

Проверка оформления личных дел.

Проверка оформления журнала.

Проверка журнала. Цель: организация повторения, система опроса.

Проверка календарно-тематического планирования на 1 четверть

Проверка оформления дневников учащихся.

Проверка контрольных тетрадей. Соблюдение орфографического режима.

Контроль ЗУН

Педагогическая диагностика готовности к обучению детей 1 класса.

«Входные» контрольные работы во 2-4 классах. Анализ.

Составление «экрана» пробелов знаний.

Составление графика контрольных работ на 1 четверть.

Контроль за повторением учебного материала.

Контрольные работы по повторению

Анализ контрольных работ в 5 классе.

Посещение уроков.

Посещение уроков в 5 классе (адаптация).

Посещение уроков учителей (по графику).

Фронтальное посещение вновь прибывших учителей.

Посещение уроков молодых специалистов.

Посещение уроков в 1 классе (адаптационный период).

Методическая работа

Подготовка к метод. объединению.

Собеседование по самообразованию.

Составление графика открытых уроков.

Планирование взаимопосещения.

Методические планерки.

Методические консультации.

Работа по преемственности (по плану).

Работа с родителями.

Родительские собрания.

Индивидуальные беседы и консультации.

Работа с дневником для родителей.

Работа служб сопровождения.

Диагностическая работа.

Обследование психологом и логопедом вновь прибывших детей.

Обследование 1 класса.

Педагогические наблюдения.

Создание индивидуальных карт развития.

Выявление уровней обучения (А,В,С), составление индивидуальных программ обучения и развития. Проведение педагогического анализа по выявлению социально-неадаптивных детей.

Изучение индивид. Потребностей и реальных возможностей (ЗАР, ЗБР).

Внеклассная работа. Общешкольные мероприятия.

Подготовка к празднику «День Учителя».

Приложение 8

БЛАНК ОТЧЕТНОСТИ

ИТОГИ УСПЕВАЕМОСТИ

КЛАСС________________

ЧЕТВЕРТЬ_____________

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ____________________________________________________

На начало четверти в классе обучалось____________чел.

Выбыл__________________________________________________________________________________________

(Ф.И., указать когда)

Прибыл_________________________________________________________________________________________

(Ф.И., указать когда)

На конец четверти в классе обучается_____________чел.

ПРЕДМЕТЫ

Н/А

% обученности

на 4 и 5

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий мир

Труд

История

Английский язык

ИЗО

Музыка

Физкультура

*Информатика

Отличники:

________________________________________________________________________________________________

На «4» и «5»:

С одной «3»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет)

С двумя и более «3»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет)

Неуспевающие ученики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

(указать предмет и причину неуспеваемости)

Неаттестованные ученики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет и причину)

Подпись учителя:___________________

Приложение 8

БЛАНК ОТЧЕТНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

КЛАСС________________

ЧЕТВЕРТЬ______________

УЧИТЕЛЬ_______________________________________________________________________

Теоре-тическая часть

(число уроков)

Практическая часть

(число уроков)

Осуществление контроля

за ЗУН

по плану

фактически

Экскурсии

Практические работы

Творческие работы

Предметные уроки (*)

Развитие речи

Изложения. Сочинения.

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

ТСО

Диктанты

Словарные диктанты

Контрольные работы

Проверочные работы

Математические диктанты

Тесты

Контрольное списывание

Техника чтения

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий

мир

Труд

История

(*) - моделирование, наблюдения, опыты, демонстрации

РАСХОЖДЕНИЕ В ЧАСАХ:

(указать дни и причину)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись учителя:_______________________

Приложение 8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ___________________________________________________________________

КЛАСС _______

УЧИТЕЛЬ________________________________________________________________________

Программа________________________________________________________________________

Учебник __________________________________________________________________________

Количество учебных часов___________________________________________________________

Приложение 9

Планирование работы по преемственности
начальной школы и средней школы

Итоговая диагностика развития и диагностика учебной деятельности выпускников начальных классов.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель
  3. психолог
  4. логопед

Заполнение психологического паспорта выпускного класса

Посещение уроков в выпускном классе по русскому языку, математике, чтению учителями-предметниками средней школы.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

Итоговые контрольные работы за курс начальной школы.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

"Неделя интересных уроков", "Путешествие в среднюю школу", экскурсии в кабинеты, беседы в игровой форме с обязательным участием ребят выпускного класса.

Ответственный:

учителя-предметники средней школы

завуч

Тестирование -выполнение государственных стандартов. Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

Выступление на августовском пед. совете с характеристикой класса, передача психологического паспорта выпускного класса.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

Посещение уроков в 5 классе по русскому языку, математике, литературе.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учителя

Контрольные работы по повторению. Сравнительный анализ. Ответственный:

  1. завуч
  2. учителя-предметники

"Первая четверть в средней школе". Опрос, наблюдение, сочинение. Мотивация учения, эмоциональное состояние, настроение пятиклассников.

Ответственный:

завуч

классный руководитель

психолог

Методическое объединение по преемственности с участием учителей начальных классов и учителей-предметников

Ответственный:

- завучи по УВР

I ЧЕТВЕРТЬ

Педагогический консилиум по 5 классам.

Ответственный: