Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
Эта технология не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Использование данной методики позволяет
Слайд 1. Цели : добиться более глубокого осмысления темы, совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
При использовании методики ставились задачи:
1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.
2. Развивать мышление
3. Обогащать словарный запас детей
Что же такое синквейн?
Слайд 3. Синквейн – это прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк.
Слайд 4. Это необычное стихотворение, а стихотворение написанное по определённым правилам. Образно форму написание синквейна можно представить в виде ёлочки.
Слайд 5. Этапы написания сиквейна следующие:
1 строка – кто? что? Одно слово существительное отражающее главную идею.
2 строка – какой? Два слова прилагательных, описывающих основную мысль.
3 строка – что делает? Три слова глагола, описывающие действие в рамках темы.
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношение к теме.
5 строка – ассоциации, слова связанные с первым словом, отражающие сущность темы.
Инновационность метода это – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, уметь обобщать, классифицировать.
Предварительная работа для создания речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками имеющими ОНР основывается на той части программы Т.Б.Филичесвой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Слайд 6 . Тема написания синквейна может быть любой. В конце первого года большинство детей овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Можно дать работу на дом для совместной работы родителей с ребёнком.
Использования синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно – ориентированной.
Это способ обогащения словарного запаса, подготовка к краткому пересказу.
Слайд 7, 8. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Могут быть использованы такие варианты работы:
Составление синквейна по прослушанному рассказу;
Коррекция и совершенствование готового синквейна;
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк её определить).
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциации.
Но это и превосходный способ контроля. Сочинить синквей не зная темы, текста, невозможно.
Результативность (диагностические данные)
Сравнительная диаграмма по усвоению детьми речевого раздела программы: старшая группа 2011 – 2012 учебный год
Слайд9 . Формирование словаря : низкий - 22% , средний – 69% , высокий – 10%
Слайд 10. ЗКР : низкий – 58% , средний – 39% , высокий – 3%
Слайд 11. Грамматика : низкий – 40% , средний – 54 % , высокий - 6%
Подготовительная группа 2012 – 2013 учебный год
Формирование словаря : низкий – 5% , средний – 30% , высокий – 65%
ЗКР: низкий – 6% , средний – 39% , высокий – 55%
Грамматика : низкий – 3% , средний – 28% , высокий – 69%
Слайд 12. Заключение
Методика синквейн, применяемая в коррекционной работе по развитию речи у детей с нарушением речи, безусловно способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.
В результате работы по методикем словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.
А ещё синквейны удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если дети легко составляют такое стихотворение, то будьте уверены, тема усвоена хорошо.
Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
В эпоху информационной культуры и высоких технологий большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции Федерального государственного образовательного стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний школьник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе.
Без умения связно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, невозможно полноценное развитие личности.
В жизни и в логопедической практике мы часто наблюдаем, что у одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие обучающиеся не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Пример того, как говорят дети, в случае несформированности связной речи представлен еще несколько десятилетий назад в детском киножурнале "Ералаш". И на сегодняшний день, данные сюжеты продолжают оставаться актуальными. (Приложение №1).
Поиск новых методов и приемов, которые помогают совершенствовать и оптимизировать коррекционный процесс по формированию связной речи привел меня к знакомству с приемом "Синквейн".
Синквейн – это короткое нерифмованное стихотворение, написанное по определенным правилам. Синквейн состоит из 5 строк.
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные, характеризующие первое слово;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или фраза по теме;
- пятая строка – слово, связанные с первым, отражающие сущность темы, ассоциация.
Темами наших синквейнов служат изучаемые лексические темы.
В настоящее время составление синквейна активно используется как эффективный инструмент для рефлексирования и как средство, способствующее прочному усвоению знаний.
В логопедии при формировании связной речи актуальность применения синквейна определяется возможностью за короткий период времени получить положительные результаты, так как вся работа и подготовительная и сам момент написания синквейна основаны на интересе обучающихся. Особенность и новизна состоит в том, что при составлении синквейна мы решаем не только задачи речевого развития, но и развиваем творческий потенциал, формируем ключевые компетенции: умение анализировать и добывать нужную информацию, выделять существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
"Синквейн" - это один из приемов технологии развития критического мышления.
Поэтому система работы по написанию синквейна строится в концепции "критического мышления" и организуется со всеми участниками образовательных отношений: дети, родители, педагоги.
Работу начинаем с первой стадии, которая называется – вызов . Цель этой стадии - пробуждение интереса к теме.
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
- мотивировать к учебной деятельности;
- побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.
Для пробуждения интереса мы используем: прослушивание стихотворения, музыки, отгадывание загадок, рисование по этой теме, обращение к жизненному опыту обучающихся.
Планируемый результат работы на этой стадии: актуализированные знания, сформированный мотив.
Следующая стадия работы – осмысление .
Цель этой стадии - осмысление материала во время работы над ним.
- получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней;
- осмыслить информацию;
- соотнести новые знания с уже имеющимися знаниями.
На этой стадии педагогами, работающими на классе, родителями применялась:
- система упражнений:
- Подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
- Нахождение антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;
- Договаривание предложений с антонимами;
- Составление предложений со словами – антонимами;
- Объяснение и сравнение значений слов;
- Рисование на тему многозначного слова;
- Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках.
- речевые игры:
- "Подбери определения" - например, к слову "яблоко". Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
- "Узнай предмет по определению"- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце).
- "Кто что делает?" - повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
- "Что чем делают?" - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
- "Назови часть целого" - дерево…(ствол, ветки, корень, листья); обедать… (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить).
Результатом работы на этой стадии стало: обогащение словарного запаса, расширение представлений обучающихся о предмете.
Последняя стадия работы – рефлексия .
Цель этой стадии: обобщение материала, подведение итогов.
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Обучающиеся составляют синквейн. Выразительно читают его перед одноклассниками.
На следующих занятиях продолжается работа с готовым синквейном, дети составляют короткий рассказ, описательные загадки. Используя слова и фразы, входящие в состав "синквейна", детям намного легче составлять и рассказы, и загадки.
Готовые синквейны вместе с рассказами, загадками и рисунками детей оформлялись в альбомы. Альбом по теме "Осень" представлен в приложении № 2.
Создавая условия для активной мыслительной деятельности, мы приближаем детей к планируемому результату: к чистой, красивой и правильной речи.
Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!
Debug: specified directory - https://сайт/images/2015/02/tronina
СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления.
Автор: Бартенева Надежда Николаевна. МКОУ СОШ №1 г. Макарьев.
Я в своей практике в планы своих уроков включаю написание синквейнов.
Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века. В России, её стали использовать в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Виды синквейнов
Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Форма синквейна напоминает ёлочку
Примеры синквейнов
№1
№2
№3
№4
№5
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации
Сегодня мы начинаем новый жанр и способ написания стихов в современной поэзии, который называется синквейн . Как не странно, но большинство людей даже не слышало об этом виде стихотворного жанра, но несмотря на это сейчас синквейн пользуется очень большой популярностью в мире, и не только у поэтов, но и у людей прагматичных особенно у учителей и преподавателей.
Синквейн в своей практике успешно используется учителями и преподавателями при проведении уроков литературы, русского языка, ОБЖ, истории, биологии, химии, физике, экономике, юриспруденции, изучении иностранных языков и даже математике. И это далеко неполный перечень предметов, в которых используют синквейны для обучения и проверки знаний школьников и студентов.
Также написание синквейнов используются и в других областях, синквейны пишут у психологов при определении психологического портрета, при воспитании этики, морали, патриотизма у детей, и даже у профессиональных врачей логопедов.
Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов.
И это все вы получите, если научитесь писать синквейны, даже без учета того, что написание синквейнов это в первую очередь все-таки замечательный раздел и метод поэзии. Поэзия, которая приведет вас к творческому саморазвитию, красивому выражению своих мыслей, написанию замечательных и очень красивых стихов.
Итак, если я вас заинтриговал, и не отбил желание своим долгим вступлением, попробуем все-таки узнать подробнее что же такое синквейн.
Синквейн (Cinquain)
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять », что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Но синквейн чаще всего пишется не из любых 5ти строк, а по определенным и довольно сложным правилам.
Синквейн это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления. Но чтобы глубже понять суть синквейна начнем с самого начала.
История синквейна
История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала Американская поэтесса Аделаида Крэпси , которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности и Танка .
Кстати иногда поэтому можно встретить случаи когда синквейн называют восточным стихотворением, но выходит что это не совсем правильно, хотя его прародители были настоящими восточными стихотворениями.
Собственно восточные стихотворения хокку, и танка роднит с синквейном принцип строгого деления стиха на строчки, и даже скрупулезный подсчет количества слогов находящихся в каждой строке, так называемый силобический принцип. К примеру в хокку 17 слогов, в традиционном синквейне 22 слога, а в восточном танку 31 слог.Естественно это не единственный вид стихов где встречается строгий подсчет слогов, но в мире их не так много, да и обычно более важными при написании стихов считается грамотное использование ударений.
Далее после смерти Аделаиды Крэпси в 1914 годы вышел сборник её стихотворений, который после этого еще неоднократно переиздавался, и синквейн получил большое распространение в мире. А затем когда было замечено его позитивное влияние на развитие интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи, синквейн начал применяться и в педагогических и образовательных целях.
В Росии после положительного опыта использование синквейна в других странах, например Америке, и многочисленных отечественных педагогических публикаций указывающих на эффективность синквейна в образовании, синквейн начал применяться с 1993 года.
А на сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов. Поэтому синквейн прочно вошел в систему русского образования, и стал использоваться даже при работе с детьми дошкольного возраста , не говоря уже об учащихся старших школ.
Метод синквейна в обучении
Санквейн очень часто используют педагоги как метод проверки уровня знаний учеников в какой-то теме . Но это далеко не единственное и даже не самое интересное применение метода синквейна.
С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме на которую пишется синквейн. Поэтому синквейн кроме обучения используется и в психологии для понимания истинных ассоциаций человека в отношении какого либо события.
Метод синквейна можно использовать в обучении и в самом начале урока , для того чтобы понять что уже знают ученики о той теме которая будет обсуждаться на уроке. А по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы.
Также метод написания синквейна можно использовать и во время урока , чтоб понять как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении.
А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета , и свое отношение к сути пройденной темы.
Собрав такое значительное количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.
И это касается не только обучения в школе и подобных учебных заведениях, собственно вся наша жизнь состоит из обучения чему-то новому, такие техники обучения могут использоваться где угодно начиная со спец служб, заканчивая самостоятельной работой над собой и самосовершенствования.
И теперь если вы осознали необходимость использовать такой мощный инструмент саморазвития и самореализации как метод написания синквейнов. Вы можете перейти в следующую, уже , а затем в еще одной статье получить уже практический опыт написания синквейнов. Желаю вам не бояться открывать что-то новое для себя, это самый верный шаг к самосовершенствованию.