ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Постановка на кадастровый учет территориальной зоны. Разъяснения по вопросу внесения в ГКН сведений о границах населённых пунктов и территориальных зон

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

Разъяснения по вопросу внесения в ГКН сведений о границах населённых пунктов и территориальных зон


В связи с завершением работ по подготовке и утверждению документов территориального планирования городских округов, городских поселений и муниципальных районов, в результате которых определяются границы населённых пунктов, а также границы территориальных зон, Управление сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведения о границах населённых пунктов, территориальных зон подлежат внесению в обязательном порядке в государственный кадастр недвижимости.

Такие сведения вносятся в ГКН в порядке информационного взаимодействия в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 11 Положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат (МСК-51 для Мурманской области), а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Для внесения сведений о границах населённых пунктов в ГКН в соответствии с пунктом 11 Положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (МСК-51 для Мурманской области).

Согласно ст.1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) территории населённых пунктов, а также территориальные зоны являются объектами землеустройства.

Для определения координат характерных точек границ объектов землеустройства, необходимо выполнить землеустроительные работы, такие как описание местоположения границ объектов землеустройства. В результате таких работ подготавливается соответствующая землеустроительная документация - карта (план) объекта землеустройства (ст.20 Закона о землеустройстве). Форма и требования к её составлению определены постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" .

При проведении землеустройства необходимо руководствоваться также Порядком описания местоположения границ объекта землеустройства , утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 9 Порядка материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, формируются в землеустроительное дело, один экземпляр которого передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФД) Управления.

Для внесения в ГКН сведений о границах объектов землеустройства, карта (план) формируется в электронном виде в формате XML, согласно приказу Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 N 503 "Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости" (далее - Приказ).

Согласно п.4 Приказа , в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости при представлении в электронном виде документов должна применяться электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП), сертифицированная в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимая со средствами ЭЦП, применяемыми Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

При формировании электронного вида карты (плана) объекта землеустройства необходимо учитывать приказы Росреестра от 24.03.2011 N П/83 "О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде", а также от 08.02.2012 N П/0054* "О внесении изменений в приказ Pocpeecтpa от 24.03.2011 N П/83" .
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N П/54" - Примечание изготовителя базы данных.


На официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в рубрике "Государственные услуги/ Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества/ Бланки, XML-схемы" размещена информация об актуальности xml-схем для формирования xml-документов и нормативно-распорядительных документов, устанавливающих требования к документам в электронном виде при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, сведения о границах населённых пунктов и территориальных зон вносятся в кадастр после проведения землеустроительных работ, только на основании карты (плана) объекта землеустройства.

Статьей 4 Закона о землеустройстве установлены основания проведения землеустройства. К указанным основаниям относятся: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, судебные решения, а также договоры о проведении землеустройства.

Для выполнения указанных в Законе о кадастре требований, Управление готово оказать содействие в части предоставления материалов из ГФД и подготовки технического задания на проведение работ по землеустройству. Кроме того, рекомендуем при разработке условий технического задания на проведение работ по землеустройству до окончательной приёмки работ предусмотреть направление землеустроительной документации на государственную экспертизу в Управление.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 214 "Об утверждении положения о государственной экспертизе землеустроительной документации" государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется бесплатно по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.

Руководитель Управления
С.Г.Наймушина

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

1. Формирование территориальных зон производится в соответствии с правовыми актами о создании соответствующей территориальной зоны, органом государственной власти или органом местного самоуправления, издавшим указанный правовой акт. Для формирования территориальных зон может привлекаться кадастровый инженер.

2. При формировании территориальной зоны определяется ее местоположение и границы в Единой открытой системе координат.

Технические требования к точности определения местоположения и границ территориальных зон определяются техническими регламентами, принимаемыми в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.

3. В результате выполнения работ по формированию территориальной зоны изготавливается акт формирования территориальной зоны, в состав которого включаются:

Техническое задание на формирование объекта недвижимости, являющееся приложением к договору о формировании объекта недвижимости при наличии;

План территориальной зоны, содержащий в графической и текстовой форме описание его местоположения и границ;

Акт формирования территориальной зоны подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, издавшим правовой акт о ее установлении.

Акт формирования территориальной зоны может быть подготовлен в электронном виде, в соответствии с требованиями законодательства об информации и информатизации.

Типовые формы акта формирования территориальной зоны утверждаютсяфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере экономического развития.

Глава V. Государственный кадастровый учет сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости

Статья 17. Внесение сведений о государственной кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости

1. Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации лицами, имеющими лицензии на проведение оценочной деятельности, на основе методических указаний о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере нормативного правового регулирования экономического развития и торговли.

Объектами государственной кадастровой оценки являются объекты недвижимости, учтенные в Государственном кадастре недвижимости.

2. Утверждение результатов государственной кадастровой оценки осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заказавший государственную кадастровую оценку. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший государственную кадастровую оценку, или уполномоченное им лицо является заявителем при представлении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в орган кадастрового учета.

3. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости публикуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в официальных средствах массовой информации. Состав и порядок публикации сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере нормативного правового регулирования экономического развития и торговли.

4. В течение трех месяцев со дня публикации кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть обжалована правообладателем (правообладателями) объекта недвижимости в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки. Порядок обжалования устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Основанием для обжалования кадастровой стоимости объекта недвижимости является:

при расчете кадастровой стоимости были нарушены методики государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

при расчете кадастровой стоимости использовались сведения об объекте недвижимости, отличные от сведений о нем, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает заявление об обжаловании кадастровой стоимости объекта недвижимости и в течение одного месяца с момента его подачи принимает решение. Отсутствие решения комиссии в установленный срок означает удовлетворение жалобы правообладателя.

7. В случае удовлетворения жалобы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вносит уточнения в результаты кадастровой оценки объекта недвижимости, указанного в жалобе.

8. В случае не удовлетворения жалобы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации правообладатель объекта недвижимости или уполномоченное им лицо имеет право обратиться в орган кадастрового учета с целью обжалования кадастровой стоимости объекта недвижимости.

9. Орган кадастрового учета рассматривает заявление правообладателя или уполномоченного им лица об обжаловании кадастровой стоимости и в течение одного месяца с момента его подачи принимает решение.

10. Для рассмотрения заявления об обжаловании кадастровой стоимости орган кадастрового учета привлекает правообладателя, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории которых находится объект недвижимости, а также представителей профессиональных ассоциаций в сфере оценочной и риэлторской деятельности.

Порядок рассмотрения заявлений об обжаловании кадастровой стоимости в органах кадастрового учета определяется постановлением Правительства.

11. В случае удовлетворения жалобы орган кадастрового учета информирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, о необходимости уточнить результаты кадастровой оценки объекта недвижимости. Утвержденные сведения о кадастровой стоимости по данному объекту недвижимости в Государственный кадастр недвижимости не заносятся.

12. В случае не внесения утвержденных сведений о кадастровой стоимости по объекту недвижимости в Государственный кадастр недвижимости орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, имеет право обратиться в суд.

13. Порядок обжалования кадастровой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере экономического развития и торговли.

14. По требованию органа кадастрового учета органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, утвердившие показатели кадастровой стоимости, или лица, проводившие кадастровую оценку, обязаны предоставлять любую дополнительную информацию необходимую для принятия решения при обжаловании кадастровой стоимости объекта недвижимости.

15. По истечении трех месяцев после опубликования сведений о кадастровой стоимости в официальных средствах массовой информации сведения о кадастровой стоимости вносятся в Государственный кадастр недвижимости и не подлежат пересмотру до проведения очередной переоценки кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Отсутствие кадастровой стоимости объекта недвижимости в Государственном кадастре недвижимости не является основанием для непризнания объекта кадастрового учета объектом гражданских прав.

Государственный кадастр недвижимости является единственным источником сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

16. Решения о проведении очередной переоценки кадастровой стоимости объектов недвижимости принимаются Правительством Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации не чаще одного раза в год.

Работы по кадастровой оценке проводятся за счет средств бюджетов органов, принявших решение об ее проведении или за счет средств консолидированного бюджета.

Статья 18. Государственный фонд данных государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

1. Государственный фонд данных государственной кадастровой оценки объектов недвижимости формируется органом кадастрового учета на основе сбора, обработки, учета и хранения документированных материалов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а также сведений о сделках с объектами недвижимости и факторах, оказывающих влияние на их стоимость.

2. Материалы и сведения государственного фонда данных государственной кадастровой оценки объектов недвижимости используются органом кадастрового учета при рассмотрении жалоб правообладателей объектов недвижимости.

3. Сведения о сделках с объектами недвижимости и факторах, оказывающих влияние на их стоимость, могут быть получены из любых, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Состав сведений о сделках с недвижимым имуществом и факторах, оказывающих влияние на его стоимость, определяется методиками государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

4. Порядок создания, ведения и оплаты предоставления сведений государственного фонда данных государственной кадастровой оценки определяется Правительством Российской Федерации.

В процессе градостроительного зонирования территории специалистами могут выделяться следующие территориальные зоны:

  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • рекреационного назначения;
  • зоны особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • размещения военных объектов;
  • в муниципалитетах могут выделяться иные виды территориальных зон, исходя из специфики местности.

Выше представлена общая классификация территориальных зон. В свою очередь, в пределах каждой из них могут выделяться подвиды. Так, в составе жилых зон могут находиться зоны под застройку:

  • малоэтажными домами;
  • среднеэтажными;
  • многоэтажными.

Также в жилых зонах допускается не только строительство домов для проживания, но и объектов социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения (больниц и поликлиник), образования (школ, детских садов и пр.), культовых зданий (церквей), стоянок автотранспорта, гаражей. При этом не разрешается строить промышленные здания и сооружения, которые негативно влияют на окружающую среду.

В Градостроительном кодексе РФ прописаны основные, и виды разрешенного использования участков и капитальных объектов. Вспомогательные виды обычно дополняют основные и условно разрешенные виды разрешенного использования участков.

В таблице приведено различных земельных участков с учетом их территориальной зоны.

Наименование территориальной зоны Код Целевое использование
Жилая Ж для застройки жилыми домами, размещения объектов инфраструктуры, территории
Общественно-деловые зоны Д для размещения торговых объектов, административных зданий, объектов образования и здравоохранения и пр.
Производственные П для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов
Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры И,Т для размещения коммуникаций ж/д, автомобильного, воздушного, речного, морского и трубопроводного транспорта
Рекреационные зоны Р для организации отдыха населения – , сады, парки, лесопарки, оздоровительные и спортивные объекты и пр.
Зоны сельскохозяйственного использования С для размещения пашни, виноградников, садов, огородов, сенокосов и пастбищ, питомников, теплиц и прочих объектов для выращивания с/х культур и животноводства
Зоны специального назначения К зоны для размещения кладбищ, свалок, крематориев, мемориальных парков
Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий КЗ зоны для размещения военных и иных режимных объектов: полигонов и пр.

Как узнать территориальную зону земельного участка

Для того чтобы узнать, к какой территориальной зоне отнесен земельный участок, можно воспользоваться несколькими вариантами:

  1. Найти градостроительный план муниципального образования. Территориальные зоны, которые выделены в поселении, должны обозначаться на картах градостроительного зонирования.
  2. Подать официальный запрос в Росреестр для получения необходимой информации. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение ведомства либо в МФЦ.
  3. Найти информацию на публичной от Росреестра, которая общедоступна всем заинтересованным лицам.

Рассмотрим последний вариант более подробно, так он позволяет получить нужные сведения не выходя из дома. Для того, чтобы узнать территориальную зону участка, требуется:

  1. Открыть публичную кадастровую карту, расположенную по адресу https://pkk5.rosreestr.ru/
  2. В поисковой строке прописать или земельного участка.
  3. На карте появятся официальные границы земельного участка на фоне остальных объектов недвижимости.
  4. Для того, чтобы узнать территориальную зону, требуется в левом верхнем углу поисковой строки изменить критерий поиска с «участки» на «территориальные зоны», а затем кликнуть в пределах границ земельного участка.
  5. В специальном информационном окне появятся сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, а также ее код (например, ж – жилая).

Если требуется поменять зону земельного участка

При разрешенного использования земельного участка необходимо внести правки в информацию из реестра. Эту процедуру требуется пройти собственникам участка в том случае, если в реестре ЕГРН содержатся сведения о территориальной зоне, к которой отнесен участок.

Решение о внесении изменений в территориальное зонирование и поправок в разрешенное использование земельных участков сам собственник принимать не вправе. Подобные правки вносятся на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной или муниципальной власти.

Для внесения изменений требуется обратиться в территориальное отделение Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений. К заявлению прилагается:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность на представление интересов заявителя, заверенная нотариально;
  • документ, подтверждающий статус собственника ( или ЕГРП, и пр.).

Информация в реестр вносится на бесплатной основе и госпошлину платить не нужно.

Если же в кадастре нет сведений об установленных границах территориальных зон, то к указанному комплекту документов дополнительно прикладывается:

  • выписка из Правил землепользования и застройки, на которой отображены границы участка в границах территориальной зоны и указанным перечнем видов разрешенного использования;
  • заключение от органов местного самоуправления или муниципальных властей об отнесении участка к соответствующей территориальной зоне, содержащее сведения о градостроительном зонировании, в соответствии с которым утверждена данная территориальная зона; документ должен позволять четко идентифицировать земельный участок и содержать его , адрес и площадь.

Важно! Если земельного участка не предоставит указанные документы, то отказать в предоставлении госуслуги ему не могут. Сотрудники Росреестра обязаны сами запросить недостающую информацию по каналам межведомственного обмена.

Таким образом, территориальная зона – это важная характеристика участка, которая определяет его возможное использование и варианты . Она определяется на основании градостроительного плана, который действует на территории муниципального образования. Для того, чтобы узнать, к какой территориальной зоне принадлежит участок, необходимо обратиться в Росреестр с запросом, изучить градостроительный план муниципального образования либо воспользоваться функционалом публичной . Для изменения территориальной зоны необходимо обратиться с заявлением в Росреестр.