ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Транспортные расходы по доставке на 100 км. Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)? Доставка товаров силами транспортной компании

Себестоимость перевозки грузов рассчитывается с учетом положений, озвученных в инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, утвержденной Минтрансом 29 августа 1995 г. Законодатель в инструкции определил перечень учитываемых в бухгалтерии затрат на транспортировку. К ним относятся трудовые и материальные траты, расходы на обеспечение воспроизводства основных средств, охрану окружающей среды и имущественных активов, уплату обязательных платежей и счетов контрагентов.

Порядок расчета затрат на перевозку груза

В калькуляции затраты на перевозку грузов детализируются по таким группам:

  1. Расходы, которые напрямую связаны с процессом перевозки: оформление страхового полиса, поддержание технической исправности транспортного средства, соответствие утвержденному уровню качества услуги, затраты на выполнение требования сохранности перевозимых ценностей и следования по маршруту в соответствии с утвержденным графиком.
  2. Плата за пользование природными ресурсами (если такой факт имеет место).
  3. Расходные операции, связанные с вводом в эксплуатацию нового транспортного средства для перевозок (регистрация, обкатка, регулировка систем автомобиля).
  4. ВАЖНО! Если в процессе подготовки транспортного средства к вводу в эксплуатацию были выявлены дефекты заводской сборки или обработки материалов, недочеты устраняются за счет фирмы-изготовителя.

  5. Модернизация транспортных средств, разработка новых маршрутов доставки грузов. Расходы на повышение класса транспортно-экспедиционного обслуживания списываются на прибыль предприятия и не включаются в стоимость услуги.
  6. Расходы, направленные на обслуживание процесса доставки грузов в пункт назначения (топливо, смазочные материалы, электроэнергия, инструменты, проведение экспертиз).
  7. Затраты по поддержанию транспортных средств в надлежащем техническом состоянии и соблюдению норм санитарно-гигиенических стандартов (диагностика с техосмотром, мойка, текущий и капитальный ремонт, создание особых температурных условий для отдельных категорий грузов).
  8. Траты перевозчика, связанные с оплатой труда задействованных в доставке работников.
  9. Оплата медосмотров и предрейсовых инструктажей.
  10. Затраты, относимые на организацию управления процессом перевозки.
  11. Подготовка кадров и регулярное прохождение занятыми на предприятии сотрудниками курсов переподготовки, повышения квалификации.
  12. Оплата кредитных процентов в пользу банковских учреждений за взятые на заемные средства транспортные средства и оборудование для доставки грузов.
  13. Отчисления амортизационного типа.
  14. Арендные платежи.
  15. Оплата налогов, сборов и взносов в государственные органы.
  16. Суммы таможенных пошлин.

Расчет цены услуг по перевозке ценностей должен основываться на размере себестоимости. Калькуляция производится с учетом особенностей эксплуатации транспортных средств, которые имеются на предприятии. Цены на топливо закладываются текущие, расстояние просчитывается с максимальной точностью. К полученному расчетному показателю себестоимости прибавляется желаемый уровень рентабельности. Это будет цена перевозки для контрагентов, рассчитанная за каждый километр движения.

Бухгалтерский и налоговый учет затрат на перевозку

Расходы на доставку материальных ценностей могут учитываться по двум схемам:

  • перевозка осуществлялась собственными силами;
  • услуга была оказана третьими лицами на договорных основаниях за фиксированную плату.

При наличии у компании собственных транспортных средств, которые можно задействовать в перевозке грузов, организация учитывает их по одной из методик:

  • в случае с большим автопарком создается отдельное подразделение;
  • в ситуациях с небольшим числом транспортных средств отдельная служба не выделяется в структуре предприятия, учет ведется по каждой машине.

В первом варианте в бухгалтерском учете затраты будут относиться на счет 23, предназначенный для расходов вспомогательных производств. При отсутствии отдельного транспортного отделения бухгалтерия применяет счет 26, введя к нему субсчет для автотранспорта. В последнем случае затраты будут относиться к общехозяйственному типу.

На указанные счета списываются расходы на:

  • топливо, масла;
  • амортизационные отчисления;
  • прохождение техосмотра;
  • проведение ремонта;
  • выплачиваемую водителям зарплату с начислениями взносов на нее;
  • оплату труда персонала, задействованного в обслуживании транспортного средства (механики, диагностики, электрики, бухгалтер, экономист).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Транспортные расходы должны выделяться в бухгалтерском учете в отдельную статью затрат и накапливаться обособленно от других расходных оборотов. Такая норма необходима для сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета и создания основы для ведения управленческого учета.

Используемый в учете счет для аккумулирования затрат на транспортировку надо утвердить в локальном акте предприятия – учетной политике. Такие расходы носят характер . Их распределяют по видам изготавливаемой продукции или на их сумму уменьшают выручку от продаж в текущем периоде напрямую.

Порядок признания и отражения в налоговом учете транспортных затрат регламентируется положениями ст. 254 НК РФ. Расходы принимаются в учете в текущем периоде. По материальным ценностям, которые перевозятся внутри предприятия и были приобретены у сторонних организаций, расходы на доставку включаются в стоимость запасов.

Требования к документальному подтверждению операций по доставке грузов оговариваются п. 1 ст. 9 закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. и НК РФ в п. 1 ст. 252. Для фиксации уровня расходов на топливо для задействованных в перевозках транспортных средств используется бланк путевого листа. При перевозке ценностей оформляют или заполняют транспортную накладную.

Затраты на перевозку сторонними организациями

При отсутствии необходимости или возможности создания собственного автопарка для перевозок допускается заказ услуг у сторонних предприятий на основе заключенного договора. Расходы в бухгалтерском учете отражаются с использованием счетов 60 и 20. Счет 60 кредитуется и означает возникновение задолженности перед контрагентом, который доставил грузы. Счет 20 отвечает за отнесение стоимости услуги на расходы основного производства. Вместо 20 счета могут быть задействованы счета 25, 26, 15, 16. На выбор счета влияет специфика деятельности организации и положений учетной политики.

В налоговом учете расходы на доставку груза третьими лицами относятся к материальным затратам и носят производственный характер. Алгоритм признания их в учете должен прописываться в учетной политике. В этом локальном акте предприятия устанавливают дату возникновения расходов по одному из критериев:

  • день окончательного расчета за услугу, который обозначается в подписанном между компанией и транспортной организацией договоре;
  • дата, когда заказчику услуг были предъявлены документы для проведения расчетов;
  • последний день налогового периода, являющегося отчетным.

Комплект документации будет состоять из соглашения с контрагентом на перевозку груза и бланков, подтверждающих факт реализации услуги. Норма регламентируется Правилами перевозки, утвержденными правительственным постановлением под №272 от 15 апреля 2011 г. Обязательным элементом будет оформление транспортной накладной. Бланк заполняется лицом, выступающим в качестве грузоотправителя. Документ составляется в трех экземплярах.

ЗАПОМНИТЕ! На грузы, перевозимые одним транспортным средством, может быть подготовлена одна транспортная накладная. Если партию грузов распределили между двумя и более автомобилями, то оформлять надо накладные по каждому транспортному средству.

Устав автомобильного транспорта, утвержденный законом от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ, предписывает перевозчикам не принимать ценности, которые необходимо перевезти, без оформленной и подписанной транспортной накладной (п. 3 ст. 8). Письмо от 11.11.2011 №03-03-06/1/744 дает пояснения к набору документации, формируемому при заказе услуги перевозки грузов у третьих лиц. К договору и транспортной накладной рекомендовано прикладывать товарно-транспортную накладную. Она составляется в 4 экземплярах. Четвертый бланк нужен для того, чтобы он был возвращен грузоотправителю после произведенной доставки. Этот документ должен служить основанием для учета транспортных услуг и проведения расчетов за них.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РАЗМЕРА ЗАТРАТ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НА 1 КМ ПРОБЕГА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

В соответствии с Законом Омской области "О транспортном обслуживании населения в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области" , пунктом 10 Порядка предоставления субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа , утвержденного постановлением Правительства Омской области от 9 февраля 2015 года N 18-п , Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области , утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п , в целях расчета размера затрат перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области (кроме города Омска), для определения размера субсидий за счет средств бюджета Омской области на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, приказываю:

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии от 07.05.2015 N 71/25)

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету размера затрат перевозчиков на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства.

2. Настоящий приказ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Председатель Региональной
энергетической комиссии
Омской области
К.В.Марченко

Приложение. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по расчету размера затрат перевозчиков на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства

I. Основные положения

1. Настоящие Методические указания по расчету размера затрат перевозчиков (перевозчик - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие пассажирские перевозки автомобильным транспортом в городском (кроме города Омска), пригородном и межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам) на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства (далее - Методические указания):

Определяют порядок расчета размера затрат перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области (кроме города Омска) (далее - пассажирские перевозки), который используется для определения размера субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа;

Не применяются для расчета величины платы за проезд в пассажирском транспорте, учитывающей платежеспособный спрос населения, а также стоимости проезда, устанавливаемой с учетом субсидий из бюджетов различных уровней.

(п. 1 в ред. )

2. Расчет размера затрат перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки (далее - затраты), производится Региональной энергетической комиссией Омской области по обращению Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области (далее - Министерство).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 19.03.2015 N 37/15)

Затраты устанавливаются в рублях на 1 км пробега транспортного средства путем суммирования затрат, перечисленных в разделах II и III настоящих Методических указаний, и деления на 100 км пробега транспортного средства.

(в ред. )

Затраты на 1 км пробега транспортного средства дифференцируются в зависимости от класса транспортного средства и применяемой перевозчиками системы налогообложения.

(абзац введен )

(п. 2 в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 23.07.2014 N 95/31)

3. Для расчета затрат Министерство одновременно с обращением предоставляет в Региональную энергетическую комиссию Омской области следующие данные:

(в ред. )

1) перечень транспортных средств, используемых для осуществления пассажирских перевозок перевозчиками, обратившимися за получением субсидии за счет средств бюджета Омской области на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов (по классам и маркам транспортных средств);

2) для расчета материальных расходов:

Коэффициент использования пробега;

Коэффициент использования времени на маршруте;

Количество часов работы транспортного средства на маршруте на 100 км пробега;

Цены на топливо, моторное масло, трансмиссионные и гидравлические масла, специальные масла и жидкости, пластические смазки, автомобильные шины;

Расходы на техническое обслуживание и ремонт транспортного средства на 1000 км пробега (по маркам транспортных средств);

3) для расчета затрат на оплату труда:

Расчет среднемесячного фонда рабочего времени водителя, кондуктора, ремонтного рабочего, вспомогательного рабочего, руководителя, специалиста и служащего;

Норматив трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта;

Норматив численности руководителей, специалистов и служащих;

Среднюю эксплуатационную скорость транспортного средства;

Корректирующий коэффициент, учитывающий дополнительное количество водителей при выполнении пассажирских межмуниципальных перевозок с продолжительностью рейса более 12 часов;

Размер среднемесячной заработной платы водителя, кондуктора, ремонтного рабочего, вспомогательного рабочего, руководителя, специалиста и служащего;

4) для расчета суммы амортизации транспортных средств:

Стоимость транспортного средства (по маркам транспортных средств);

5) для расчета прочих расходов:

Мощность двигателя транспортного средства (по маркам транспортных средств);

Расход электрической энергии, тепловой энергии, воды на 1 транспортное средство в год;

Действующие тарифы на электрическую энергию, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение;

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

Затраты перевозчиков на обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, приходящиеся на 100 км пробега транспортного средства;

(абзац введен Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

6) процент расчетной прибыли.

(подп. 6 введен Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

Вышеуказанные данные формируются по результатам работы межведомственной комиссии.

II. Общие положения по определению затрат

4. При расчете затрат их группировка осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 , утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н , Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте , утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 153 , по следующим элементам затрат в расчете на 100 км пробега транспортного средства:

Материальные расходы (затраты на топливо, смазочные материалы, замену шин, техническое обслуживание и ремонт);

Расходы на оплату труда;

Амортизация (сумма амортизации транспортных средств);

Прочие расходы (транспортный налог, общехозяйственные расходы).

5. Статьи затрат подразделяются на две категории: переменные затраты и условно постоянные затраты.

5.1. Переменные затраты зависят от пробега и подразделяются на следующие категории:

Топливо (по моделям транспортных средств с независимым отопителем расход топлива на обогрев салона учитывается в группе условно постоянных расходов);

Смазочные материалы;

Замена автомобильных шин;

Оплата труда и отчисления на социальные нужды ремонтных и вспомогательных рабочих;

Техническое обслуживание и ремонт.

5.2. Условно постоянные затраты напрямую не зависят от пробега и подразделяются на следующие категории:

Топливо на обогрев салона в зимний период независимым отопителем;

Оплата труда и отчисления на социальные нужды водителей, кондукторов, руководителей, специалистов и служащих;

Транспортный налог;

Амортизационные отчисления;

Общехозяйственные расходы.

III. Расчет затрат по элементам

Раздел 1. Материальные расходы

§ 1. Затраты на топливо

6. Затраты на топливо рассчитываются исходя из осуществления пассажирских перевозок транспортными средствами:

С бензиновыми и дизельными двигателями;

Работающими на сжиженном нефтяном газе (далее - СНГ) или сжиженном углеводородном газе (далее - СУГ).

Основанием для расчета затрат на топливо для указанных видов транспортных средств являются транспортные нормы расхода топлив для соответствующей модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).

Для расчета затрат на топливо для транспортных средств, работающих на СНГ или СУГ, к транспортным нормам расхода топлив, предусмотренным Методическими рекомендациями, применяется коэффициент 1,22 к 1 л бензина в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси.

Дополнительно к расходу СНГ или СУГ учитывается расход бензина для запуска и работы двигателя газобаллонного транспортного средства до 20 л жидкого топлива в месяц на одно транспортное средство в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно таблице Приложения N 2 Методических рекомендаций.

7. Нормы расхода топлив, перечисленные в пункте 6 настоящих Методических указаний, повышаются при следующих условиях:

При работе транспортных средств в зимнее время года (с 1 ноября по 15 апреля) для всех муниципальных районов Омской области (за исключением Усть-Ишимского, Тевризского, Большеуковского, Знаменского, Тарского, Седельниковского муниципальных районов Омской области), расположенных южнее 56°30" широты - на 12%;

При работе транспортных средств в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог IV и V категорий для Усть-Ишимского, Тевризского, Большеуковского, Знаменского, Тарского, Седельниковского муниципальных районов Омской области - на 40%;

8. Переменные затраты на топливо в расчете на 100 км пробега по маршруту рассчитываются следующим образом:

, (1)

где:

Переменные затраты на топливо, руб./100 км;

Цена топлива, руб./л.

9. Расход топлива на 100 км пробега по маршруту определяется следующим образом:

, (2)

где:

Расход топлива на 100 км пробега по маршруту, л/100 км;

Надбавка при работе в зимнее время года (либо надбавка при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях), % (пункт 7 настоящих Методических указаний);

Транспортная норма расхода топлива, л/100 км;

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

10. Условно постоянные затраты на топливо на маршруте определяются следующим образом:

, (3)

где:

Условно постоянные затраты на топливо, руб./100 км;

Цена топлива, используемого на обогрев салонов транспортных средств независимыми отопителями, руб./л;

Норма расхода топлива на обогрев салонов транспортных средств независимыми отопителями, л/час (в соответствии с Таблицей Приложения N 4 Методических рекомендаций);

Количество дней действия надбавки при работе в зимнее время года, дней (в соответствии с Таблицей Приложения N 2 Методических рекомендаций);

T - количество часов работы транспортных средств на маршруте на 100 км пробега, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

D - количество дней в году, дней;

Коэффициент использования времени на маршруте (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

§ 2. Затраты на смазочные материалы

11. Затраты на смазочные материалы являются переменными. К смазочным материалам относятся:

Моторные масла;

Трансмиссионные и гидравлические масла;

Специальные масла и жидкости;

Пластичные смазки.

12. Затраты на смазочные материалы на 100 км пробега на маршруте рассчитываются следующим образом:

, (4)

где:

Затраты на смазочные материалы, руб./100 км;

Расход топлива на 100 км пробега по маршруту, рассчитанный по формуле (2) настоящих Методических указаний, л/100 км;

Цена моторного масла, руб./л (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норма расхода моторного масла л/100 л топлива (в соответствии с пунктом 16.2 Приложения N 1 Методических рекомендаций);

Цена трансмиссионных и гидравлических масел, руб./л (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норма расхода трансмиссионных и гидравлических масел, л/100 л топлива (в соответствии с пунктом 16.2 Приложения N 1 Методических рекомендаций);

Цена специальных масел и жидкостей, руб./л (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норма расхода специальных масел и жидкостей, л/100 л топлива (в соответствии с пунктом 16.2 Приложения N 1 Методических рекомендаций);

Цена пластичных смазок, руб./кг;

Норма расхода пластичных смазок кг/100 л топлива (в соответствии с пунктом 16.2 Приложения N 1 Методических рекомендаций).

Типы смазочных материалов для конкретной модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств определяются в соответствии с руководством по эксплуатации транспортных средств заводов-изготовителей.

§ 3. Затраты на замену автомобильных шин

13. Затраты на замену автомобильных шин являются переменными и определяются по следующей формуле:

, (5)

где:

Затраты на шины из расчета на 100 км пробега по маршруту, руб./100 км;

Цена шины, руб./шт. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

14. Расход шин определяется по следующей формуле:

, (6)

где:

Расход шин на 100 км пробега, шт./100 км;

Количество шин, установленных на транспортном средстве, шт.;

Среднестатистический пробег шины, км (в соответствии с Таблицей 3 РД 3112199-1085-02 "Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств", утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 4 апреля 2002 года).

§ 4. Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств

15. Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств являются переменными и определяются на 100 км пробега транспортного средства по маршруту.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств определяются по следующей формуле:

, (7)

где:

Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, руб./100 км;

Расходы на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 1000 км пробега, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Раздел 2. Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды

16. Затраты на оплату труда состоят из двух частей: переменная часть затрат и условно постоянная часть затрат.

Переменная часть затрат состоит из затрат на оплату труда ремонтных и вспомогательных рабочих.

Условно постоянная часть затрат состоит из затрат на оплату труда водителей, кондукторов, руководителей, специалистов, служащих.

Затраты на отчисления на социальные нужды рассчитываются путем умножения затрат на оплату труда на процент отчислений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер отчислений на социальные нужды зависит от системы налогообложения, которую применяет перевозчик (общая система налогообложения или специальные налоговые режимы).

§ 1. Расчет переменных затрат на оплату труда

17. Переменные затраты на оплату труда ремонтных рабочих рассчитываются по следующей формуле:

, (8)

где:

Затраты на заработную плату ремонтных рабочих, руб./100 км;

Заработная плата ремонтного рабочего в час на 1 человека, руб./чел.-час.

18. Заработная плата ремонтного рабочего в час на 1 человека рассчитывается следующим образом:

, (9)

где:

Заработная плата ремонтного рабочего в час на 1 человека, руб./чел.-час;

Среднемесячная заработная плата 1 ремонтного рабочего, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 ремонтного рабочего, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

19. Переменные затраты на оплату труда вспомогательных рабочих рассчитываются по следующей формуле:

, (10)

где:

Затраты на заработную плату вспомогательных рабочих, руб./100 км;

Норматив трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта, чел.-час/100 км (рассчитывается согласно Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденному Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 года);

Заработная плата вспомогательного рабочего в час на 1 человека, руб./чел.-час.

20. Заработная плата вспомогательного рабочего в час на 1 человека рассчитывается следующим образом:

, (11)

где:

Заработная плата вспомогательного рабочего в час на 1 человека, руб./чел.-час;

Среднемесячная заработная плата 1 вспомогательного рабочего, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 вспомогательного рабочего, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в размере 30% к нормативу трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта.

21. В состав вспомогательных работ входят:

Техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента;

Транспортные и погрузочно-выгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств;

Перегон транспортных средств внутри автотранспортных предприятий;

Хранение, приемка и выдача материальных ценностей;

Уборка и текущее содержание производственных помещений, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств.

§ 2. Расчет условно постоянных затрат на оплату труда

22. Расчет условно постоянных затрат на оплату труда персонала осуществляется по следующим категориям:

Водители;

Кондукторы;

Руководители, специалисты и служащие.

23. Расчет условно постоянных затрат на оплату труда водителей осуществляется по следующей формуле:

, (12)

где:

Затраты на заработную плату водителей, руб./100 км;

Среднемесячная заработная плата 1 водителя, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

24. Расчет пробега транспортного средства в месяц осуществляется по следующей формуле:

, (13)

где:

Пробег транспортного средства в месяц, км;

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 водителя, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

25. При выполнении пассажирских межмуниципальных перевозок с продолжительностью рейса более 12 часов рейсы могут выполняться двумя водителями. В этом случае расчет условно постоянных затрат на оплату труда водителей для таких перевозок осуществляется по следующей формуле:

, (14)

где:

Затраты на заработную плату водителей при выполнении пассажирских межмуниципальных перевозок с продолжительностью рейса более 12 часов, руб./100 км;

Затраты на заработную плату водителей, рассчитанные по формуле (12), руб./100 км;

Корректирующий коэффициент, учитывающий дополнительное количество водителей при выполнении пассажирских межмуниципальных перевозок с продолжительностью рейса более 12 часов (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

26. При использовании кондукторов для сбора выручки при осуществлении пассажирских перевозок в городском сообщении расчет условно постоянных затрат на оплату труда кондукторов осуществляется по следующей формуле:

, (15)

где:

Затраты на заработную плату кондукторов, руб./100 км;

Среднемесячная заработная плата 1 кондуктора, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Пробег транспортного средства в месяц, км.

Расчет пробега транспортного средства в месяц осуществляется по следующей формуле:

, (16)

где:

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 кондуктора, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

U - средняя эксплуатационная скорость транспортного средства, км/час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

27. Расчет условно постоянных затрат на оплату труда руководителей, специалистов и служащих осуществляется по следующей формуле:

, (17)

где:

Затраты на оплату труда руководителей, специалистов и служащих, руб./100 км;

Среднемесячная заработная плата руководителя, специалиста, служащего, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норматив численности руководителей, специалистов и служащих, чел. (рассчитывается согласно Межотраслевым нормативам численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий, утвержденным постановлением Министерства труда и социальных вопросов СССР от 14 ноября 1991 года N 76);

Плановый пробег в год, км.

28. Плановый пробег в год определяется по формуле:

, (18)

где:

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 руководителя, специалиста, служащего, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

U - средняя эксплуатационная скорость транспортного средства, км/час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Раздел 3. Амортизация

29. Сумма амортизации транспортных средств на 100 км пробега определяется по формуле:

, (19)

где:

Сумма амортизации транспортных средств на 100 км пробега, руб.;

Стоимость транспортного средства, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норма амортизационных отчислений на 1000 км пробега, % (установлена Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР , утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года N 1072).

Раздел 4. Прочие расходы

§ 1. Транспортный налог

30. Для определения суммы расходов по транспортному налогу используются налоговые ставки, установленные Законом Омской области "О транспортном налоге" . Расчет суммы расходов по транспортному налогу осуществляется следующим образом:

, (20)

где:

Сумма расходов по транспортному налогу, руб./100 км;

Налоговая ставка, руб./л.с.;

Мощность двигателя, л.с. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

§ 2. Общехозяйственные расходы

31. В состав общехозяйственных расходов входят расходы на:

1) электроэнергию;

2) отопление;

3) водоснабжение и водоотведение;

4) прочие расходы:

Услуги связи;

Налог на имущество;

Техосмотр;

Регистрация, госпошлина, нотариус, лицензии, аудит;

Повышение квалификации;

Литература, канцтовары, подписка, публикации;

Информатизация, вычислительная техника;

Амортизация зданий и сооружений;

Командировки;

Услуги сторонних организаций;

Медосмотр;

Услуги банка (инкассация) и другие;

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

5) обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(подп. 5 введен Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

32. Расчет расходов на электроэнергию осуществляется следующим образом:

, (21)

где:

Расходы на электроэнергию, руб./100 км;

Действующий тариф на электроэнергию, руб./кВт.ч (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Расход электроэнергии на 1 транспортное средство в год, кВт.ч (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Плановый пробег в год, рассчитанный по формуле (18), км.

33. Расчет расходов на отопление осуществляется следующим образом:

, (22)

где:

Расходы на отопление, руб./100 км;

Действующий тариф на тепловую энергию, руб./Гкал (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Расход тепловой энергии на 1 транспортное средство в год, Гкал (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Плановый пробег в год, рассчитанный по формуле (18), км.

34. Расчет расходов на водоснабжение и водоотведение осуществляется следующим образом:

, (23)

где:

Расходы на водоснабжение и водоотведение, руб./100 км;

Действующий тариф на водоснабжение и водоотведение, руб./куб.м (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Расход воды на 1 транспортное средство в год, куб.м (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Плановый пробег в год, рассчитанный по формуле (18), км.

35. Затраты на прочие расходы определяются в размере 10,2% от общей суммы затрат по следующим элементам:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (оплата труда водителей, кондукторов и ремонтных рабочих);

Амортизация.

Раздел 5. Прибыль

36. Расчетная прибыль, необходимая для обеспечения экономически устойчивой деятельности перевозчика, а также для обновления парка транспортных средств, определяется в процентном соотношении (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний) от общей суммы затрат по следующим элементам:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация;

Стоимость грузоперевозки автомобильным (равно как и любым другим) транспортом рассчитывается в соответствии с установленным тарифом - ценой за единицу транспортной работы. При этом транспортной работой может считаться и то расстояние, которое прошел автомобиль, и вес, который он перевез, и время, которое потратил на весь рейс, и количество поездок, которое совершил…

Кроме того, помимо движенческих тарифов (тех, что непосредственно касаются перемещения груза), в стоимость грузоперевозки входят и другие затраты: ставка за заказ, время нахождения под погрузкой/разгрузкой, нулевой (от парка до пункта погрузки) и холостой (без груза между пунктами разгрузки и погрузки) пробег…

Однако первое, что нужно знать о тарифах на грузоперевозки автомобильным транспортом по территории России , - это то, что они не регулируются государством. Если во времена существования СССР Государственный комитет цен утверждал прейскурант (№13-01-01) с жестко фиксированной стоимостью каждого километра пути (в зависимости, что так же четко указывалось, от массы перевозимого груза), каждого часа использования автомобиля определенной грузоподъемности и т.п., то с распадом социалистического государства и внедрением рыночной экономики сектору автомобильных грузоперевозок предоставили полную свободу.

Теперь как индивидуальные перевозчики, так и транспортные компании вольны проводить собственную политику ценообразования и устанавливать свою тарифную сетку.

Каким образом перевозчики определяют стоимость своих услуг?

На самом деле, распространено несколько вариантов тарифной политики .

1. Подстраивание под рынок: перевозчики не высчитывают тарифы самостоятельно, а всего лишь отслеживают средний уровень цен на те или иные транспортные услуги и предлагают такие же.

И хотя такое поведение свойственно индивидуальным предпринимателям и мелким транспортным компаниям, подстраиваться под средний уровень цен приходится абсолютно всем. Самый яркий пример - ситуация в секторе автомобильных грузоперевозок в России после обмена санкциями со странами Запада. В условиях кризиса, падения российского рубля, инфляции и возросшей конкуренции на внутреннем рынке перевозчики, дабы не потерять клиентов, не могли позволить себе поднять тарифы и продолжали работать в убыток по средним (что примечательно - низким) ставкам.

Что еще интересно: нередко на транспортных биржах можно натолкнуться на т.н. «пустые грузы» - грузы, которых не существует и которые уж тем более никуда перевозить не требуется. Такие заявки обычно размещают транспортные и экспедиционные компании для того, чтобы «пробить» рынок и выяснить, насколько адекватен их «ценник» и способны ли они с ним «пройти по ставкам» - то есть обойти конкурентов в борьбе за определенный вид грузоперевозки.

2. Подход «от платежеспособности», или ориентация на конкретного клиента и на конкретную ситуацию на рынке. Основной принцип расчета стоимости услуг в таком случае - определение максимально возможного уровня платежеспособности заказчика и назначение той цены, которую он в состоянии выдержать (или той цены, «которую в состоянии выдержать рынок»).

В идеале, такой подход способен приносить транспортной компании максимальную прибыль, однако постоянно применять его на практике крайне затруднительно и ресурсозатратно: необходимо анализировать не ситуацию на рынке вообще, а положение каждого конкретного клиента. Кроме того, увлекшись, можно вообще растерять клиентов.

Поэтому обычно такой вариант используется разово: когда появляется выгодный платежеспособный заказчик, оказавшийся в таких условиях, что «за ценой не постоит», или открывается новая ниша для грузоперевозок, пока еще не освоенная конкурентами.

Впрочем, индивидуальная ориентация на конкретного заказчика предполагает и обратный подход - систему скидок и преференций, которая должна «отбить» выгодного клиента, осуществляющего регулярные крупные грузоперевозки, у конкурентов и привлечь его к постоянному сотрудничеству.

3. Расчет стоимости с учетом желаемого уровня прибыли. В этом случае перевозчик устанавливает такие тарифы на свои услуги, которые за определенный промежуток времени должны обеспечить ему именно тот доход, который он хочет получить. При этом для расчета необходимо сопоставлять возможные полные издержки и возможный суммарный доход при различных значениях цены и объема предоставляемых услуг, что достаточно сложно.

Поэтому чаще всего такой вариант применяется тогда, когда транспортная компания только выходит на рынок, осваивает его новый сектор или новый вид грузоперевозок.

4. Подход «себестоимость + прибыль». В принципе, является довольно распространенным и самым справедливым, так как цена берется не «с потолка», а учитываются непосредственные издержки на осуществление грузоперевозки. В теории такой способ формирования тарифной политики не предполагает изучение спроса и средней цены на рынке, однако на практике транспортным компаниям все равно приходится ориентироваться на сложившуюся ситуацию в сфере грузоперевозок и корректировать в зависимости от нее стоимость своих услуг.

Как рассчитывается себестоимость грузоперевозки?

Первым делом необходимо учесть все непосредственные расходы, в которые «выливается» организация и осуществление грузоперевозки. В их число входят затраты на:

  • топливо: определяются исходя из линейных норм расхода на 100 километров пробега, утвержденных для определенной марки грузового автомобиля; для груженых автомобилей норма расхода увеличивается и при расчете принимается во внимание не только километраж пробега, но и объем выполненной транспортной работы (масса груза, умноженная на длину пути);
  • смазочные и иные эксплуатационные материалы: сумма издержек зависит от количества израсходованного топлива и вычисляется в соответствии с «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
  • ремонт и замену автомобильных шин: определяются исходя из стоимости шин, количества колес, пробега автомобиля по нормам износа, утвержденным Правилами эксплуатации автомобильных шин (эти нормы могут устанавливаться каждым предприятием отдельно);
  • ремонт и техническое обслуживание подвижного состава: высчитываются в соответствии с Нормами расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей;
  • амортизацию основных средств: определяются исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы; зная амортизируемую (фактическую) стоимость и срок службы транспортного средства, можно вычислить сумму годовой амортизации, из нее - сумму амортизации за один рабочий день, а затем - за один рейс;
  • заработную плату: сюда входит заработная плата водителей, специалистов и служащих, руководителей, а также ремонтных и вспомогательных рабочих; определяется в соответствии с тарифной сеткой, положениями об оплате труда, структурой и штатным расписанием.

Кроме того, в себестоимость грузоперевозки включаются налоги и платежи (например, по лизингу), отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, накладные расходы, командировочные водителям, оплата стоянок, дорожные сборы и т.п.

Добавляем к полученной сумме процент желаемой прибыли - и получаем стоимость конкретной грузоперевозки. Правда, на практике эту стоимость обычно умножают на два: принимают во внимание холостое возвращение автомобиля из пункта разгрузки в «родные пенаты» - в парк или на стоянку.

Впрочем, обычно рассчитывают не конкретную, а приблизительную стоимость гипотетической грузоперевозки, учитывая возможные затраты, направление доставки, вес груза и т.д., а затем на ее основе определяют тариф.

Различают несколько видов тарифов:

  • за километр;
  • за тонно-километр;
  • за тонну;
  • за один рейс (ездку);
  • за час работы;
  • за автомобиле-день (смену).

На то, какой именно тариф будет выбран при расчете стоимости грузоперевозки, влияет специфика оказываемых транспортных услуг.

Так, при доставке сборных грузов за основу берется тариф за тонну/килограмм. Если оценить объемы грузоперевозок сложно и процесс транспортировки предполагает несколько «ходок», лучше использовать повременные расчеты (за один день или за час работы). При перегоне транспортных средств и спецтехники предпочтительнее брать за основу километр пути. А тариф за тонно-километр хорошо подходит при осуществлении автомобильной грузоперевозки на большие расстояния.

Особенности расчета стоимости комплектной грузоперевозки

Платежи и сборы: плата за проезд по автомобильным дорогам (система «Платон»), получение сезонных разрешений (во время «весенней просушки» дорог) или разрешений на въезд в город (Москва, Санкт-Петербург) и т.п.

В учете транспортных расходов есть несколько спорных ситуаций, например, если они не не включены продажную цену, то их распределяют между реализованными и нереализованными товарами. В противном случае их учитывают в фактической себестоимости товаров. О других сложностях этой операции вы узнаете из статьи.

Включены ли транспортные расходы в цену товара?

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 Налогового кодекса. В сумму издержек принято включать расходы покупателя на доставку товаров, складские и иные расходы текущего месяца, связанные с их приобретением. Такие траты формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. Обратите внимание: стоимость продукции, приобретенной по цене, установленной в контракте, не относится к издержкам обращения. Фирма имеет право сформировать ее с учетом расходов, связанных с покупкой (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 НК.

Таким образом, определять стоимость компания может двумя способами. Расходы, связанные с приобретением, в том числе по доставке товара на склад организации, включаются в цену товаров либо учитываются как издержки обращения и в стоимость покупки не включаются.

Порядок формирования цен покупных товаров определяется плательщиком в учетной политике и применяется не менее двух налоговых периодов.

Налог на прибыль

Для исчисления налога на прибыль расходы текущего периода подразделяются на прямые и косвенные. Последние можно списать сразу, в месяце, к которому они относятся, а первые – только по мере реализации товаров, с приобретением которых они связаны. Причем для торговых организаций перечень прямых расходов строго ограничен.

Так, к прямым относятся: стоимость приобретения продукции, реализованной в данном отчетном периоде, с учетом затрат на доставку до склада покупателя в случае, если они не вошли в цену их приобретения.

Все остальные траты, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации.

Расчет затрат

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:

  1. определяется размер прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
  2. определяется стоимость покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка нереализованных;
  3. рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
  4. определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка продукции на конец месяца.

При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям (Письмо МФ РФ от 03.06.2008 г. № 03-03-09/70).

Рассчитать прямые транспортные расходы

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям. Объясним на примере, как работает этот принцип.

Пример 1

Торговая фирма в августе 2012 года имеет следующие показатели.

Транспортные расходы:

- остаток на начало месяца – 600 руб.;

- расходы по доставке товаров от поставщика до склада организации – 1 800 руб.

Товары:

- остаток на начало месяца - 4 000 руб.;

- поступило продукции - 12 000 руб.;

- реализовано на сумму - 14 000 руб.;

- остаток нереализованных товаров на конец месяца составляет - 2 000 руб. (4 000 + 12 000 - 14 000).

Учетной политикой фирмы определено, что стоимость приобретения продукции формируется без учета расходов, связанных с их покупкой. По окончании июля бухгалтер сделает следующий расчет:

Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце - 2 400 руб. (600 + 1 800).

Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца – 16 000 руб. (14 000 + 2 000).

Средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров - 15% (2 400 / 16 000 * 100%).

Размер транспортных расходов, относящийся к остатку нереализованных товаров на конец месяца – 300 руб. (2 000 руб. * 15%).

Размер транспортных расходов, который будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в августе – 2 100 руб. (600 + 1 800 - 300).

Данная операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- 1800 руб. Сумма транспортных расходов (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной);

Дебет 90.7 «Прочие расходы по текущей деятельности» Кредит 44

- 2100 руб. Сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать бухгалтерскую себестоимость и базу по налогу на прибыль (бухгалтерская справка-расчет).

Обратите внимание! Статья 320 НК РФ не предусматривает распределение прямых расходов в части транспортных затрат, относящихся к остаткам нереализованной продукции, по ее видам. Значит, если организация осуществляет торговлю ассортиментом продукции, определять долю прямых затрат, приходящуюся на остатки, следует по их общему количеству, без распределения (Письмо Минфина России от 12.11.2009 г. № 03-03-06/4/98).

Пример 2

Изменим условия примера 1. Теперь примем во внимание, что в Учетной политике в целях налогообложения прописано: стоимость приобретения товаров формируется с учетом транспортных расходов, связанных с их доставкой до склада организации.

Тогда, операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 Кредит 60

- 12000 руб. Приход товара (подтверждается товарной накладной и договором);

Дебет 41 Кредит 76

- 1800 руб. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной).

Если организация занимается торговлей, немалую часть ее затрат составляют транспортные расходы. Порядок их признания в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться. О том, как учесть эти расходы и из чего они состоят, пойдет речь в статье.

Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен. Приблизительный перечень транспортных расходов предложен Минфином России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Методические указания). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Однако работать с этим перечнем надо осторожно. В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.

Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее - Методические рекомендации Роскомторга). Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».

Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, рекомендуем торговым организациям выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.

Состав транспортных расходов

Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:

Оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);

Оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;

Стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);

Плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

Плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли , налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.

При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.

Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.

Налоговый учет транспортных расходов

Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (см. табл. 1 на с. 48).

Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.

Распределение прямых транспортных расходов

Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.

Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:

1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;

3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;

Таблица 1. Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договора

Условия договора В учете поставщика В учете покупателя
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя.

Транспортные расходы поставщика включены в цену товара.

Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена.

Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя

Доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается Прямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель - оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана).

Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщика

Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика. Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документе Формируются прямые расходы по доставке товара.

Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складе

По условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель - возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар.

Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателя

Поставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг Транспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара

4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.

Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы

Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х!Сост,

где Тост - сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;

Тн - сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;

То - сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со - стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост - стоимость остатка товаров на складе.

Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе . Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.

Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы. Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в статью 320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.

ПРИМЕР 1

Организация в июле 2004 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца - 200 000 руб.

Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало июля, - 700 руб. За июль понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.

При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров:

Особенности определения прямых расходов

Затраты на доставку товаров учитываются в составе прямых расходов независимо от того, производится она чужим или собственным транспортом.

Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на нее ЕСН (без учета страховых пенсионных взносов) . Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.

Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая - косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. Она распределяется на остаток товаров на складе в порядке, предусмотренном статьей 320 НК РФ.

Как в данной ситуации можно выделить прямые транспортные расходы? В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.

ПРИМЕР 2

Организация занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).

Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходов

Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц. Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км: 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов:

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,4 = 167 888 руб.

А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 года составила 5 000 000 руб., а от производственной - 2 000 000 руб.

В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.

Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности:

5 000 000 руб. : (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.

Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности:

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,714 = 299 800 руб.

Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов. Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит:

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость. В бухгалтерском учете себестоимость формируется так:

Фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;

Себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.

ПРИМЕР 4

ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 года общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.).

Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.

Бухгалтер ООО «Чародейка» сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

3600 руб. - отражен НДС по транспортным услугам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15

620 000 руб. (600 000 руб. + 20 000 руб.) - отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.

В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Такое право им предоставлено пунктом 13 ПБУ 5/01.

ПРИМЕР 5

Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.

В этом случае бухгалтер сделает такие записи:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) - отражена покупная стоимость товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

108 000 руб. - отражен НДС по приобретенным товарам;

20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) - отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

3600 руб. - отражен НДС по транспортным услугам.

Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:

Либо в себестоимости таких товаров;

Либо в составе расходов на продажу.

Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.

ПРИМЕР 6

Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, - 53 400 руб., амортизация транспортных средств - 5000 руб., расходы на ГСМ - 20 000 руб. (без учета НДС).

Бухгалтер организации сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 70

150 000 руб. - начислена зарплата водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 69

53 400 руб. - начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 02

5000 руб. - начислена амортизация транспортных средств;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60

20 000 руб. - отражены расходы на ГСМ.

Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.

Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.

Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.

Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.

Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости. При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.

Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету. Многие организации используют прежний порядок, установленный пунктом 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту транспортных расходов за отчетный месяц (с учетом переходящего остатка на начало месяца) в порядке, аналогичном тому, который установлен для распределения транспортных расходов в налоговом учете (см. формулу на с. 48). Причем в бухучете нет неопределенности в вопросе о том, как распределяются транспортные расходы. Они распределяются не только на остаток товаров на складе, но и на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, которые учтены на счете 45.

ПРИМЕР 7

Воспользуемся условиями примера 1.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, в бухучете составит:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44 субсчет «Транспортные расходы»

42 000 руб. (700 руб. + 56 000 руб. – 14 700 руб.) - списаны на себестоимость продаж транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам.

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.