ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Урок изо 5 убранство русской избы. Урок в музее "убранство русской избы"

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Убранство русской избы»

Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Конспект урока: «Убранство русской избы ».
Цели урока:
-ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;
-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;
-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.

Материалы к уроку:
- Образцы резных и расписных украшений дома
- Слайды с элементами русской избы
- Краски, палитры
- Презентация
Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока

1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы
Своеобразие декора.
Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.
3. Подготовка к творческой работе.
4. Изложение нового материала.
Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища.Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.
Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».
Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.
Русская изба…
-Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?
- Чем является для русского человека дом (жилище)? (небесной колесницей)
-Почему?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
- Как вы думаете, почему?(потому что каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов
Фронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.(показ слайдов)
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Русская изба состояла из трех частей:
верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;
конек – небесная колесница;
сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.
клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).
- Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).(Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).
- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда)
Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».
Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.
Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы(демонстрация слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.
Причелины- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.
«Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.
5.Постановка творческой задачи.
- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант
- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.
- презентовать свой рисунок одноклассникам.
6.Педагогическое руководство творчеством учащихся.
7.Подведение итогов урока.
- Что нам удалось сегодня на уроке?
- Что не удалось и почему?
- Чему научился на уроке?
8. Анализ работ учащихся, выставление оценок.
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.
Вопросы для рефлексии:
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель :

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..

Зрительный ряд:

  1. Слайды с элементами русской избы
  2. Мультимедийная презентация
  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Словарь : Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
  2. Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
  3. Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. (8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV. Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)


«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции».
Сухомлинский В.А.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, их закрепление и применение, формирование умений по проектированию и оформлению интерьера.

Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный с элементами игры.

Форма организации деятельности учащихся : совместно-индивидуальная, коллективная, групповая.

Цель урока:

Создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности по созданию проекта жилой зоны в компьютерной программе Астра Конструктор.

Образовательный аспект:

  • Проверить, обобщить и закрепить знания учащихся по разделу «Мой уютный дом»
  • Способствовать формированию знаний, умений и навыков учащихся проектировать интерьер жилого помещения, используя компьютерные программные средства.

Развивающий аспект:

  • Совершенствование умений и навыков оформлять интерьер жилого дома, расширить представления учащихся о дизайне и стилях интерьера
  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательный аспект:

  • Способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности и взаимопомощи, ответственности.

Профориентационные задачи:

  • Развивать представления учащихся о профессиях, связанных с дизайном интерьера: «дизайнер», «стилист»

Межпредметные связи: ИЗО, литература, история, информатика, экология

Материально-техническая база: 7 компьютеров, мультимейдийный проектор, магнитофон.

Дидактическое обеспечение:

1) учебно-техническая документация: инструкционно-технологические карты для работы в программе Астра конструктор,

2)материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания, тесты, кроссворды, ребусы, рисунки, эскизы интерьера, карандаши, фломастеры, дидактический материал по разделу: набор штор, эскизов комнатных цветов, обоев, рисунки размещения картин в интерьере; макеты комнат, выполненных учащимися.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ, сообщения учащихся), наглядные (демонстрация, презентация макетов, презентация стилей в программе Power Point), практические (работа на компьютере, по карточкам, зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом.), частично-поисковые.

Оформление кабинета: папки - раскладки с эскизами интерьеров и вариантами оформления окон, комнат, рисунки учащихся, пословицы, поговорки о доме, на доске рисунок дома с названиями конкурсов, макеты комнат, выполненные учащимися.

Высказывания на доске:

1)
«Лишних вещей не держи в жилище,
Сразу станет просторней и чище». В. Маяковский

3) «Домохозяйство – т.е. забота о добром порядке всего домашнего обихода» (В. Даль)

4)«Жилище – это возможность свободно двигаться, стоять, лежать, наслаждаться прохладой или теплом, отдыхать, погружаться в раздумье… Жилище – возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни: это пространство, необходимое для семейных радостей». Известный архитектор Ле Карбюзье.

Пословицы:

«Дом вести – не лапти плести»

«Мой дом – моя крепость».

«Дома и стены помогают»

«Домом жить – не разиня рот ходить».

«Не дом хозяина красит, а хозяин дом».

«Домой и кони веселей бегут».

«Хорошему хозяину и дом мал».

«Домой придешь, хлеб-соль найдешь».

«Хозяин лежит – весь дом лежит,

Хозяин с постели – весь дом на ногах».

«В своем дому, что хочу, ворочу».

«Всякий дом хозяином держится».

«Дом невелик, да лежать не велит».

«Дома и солома съедома».

Ход занятия

I Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Настрой учащихся на работу

Сообщение темы и целей урока.

Актуализация знаний, умений учащихся

II. Проверка, обобщение и закрепление знаний учащихся по разделу «Мой уютный дом» проходит в виде дидактической игры между двумя командами.

Вступительное слово учителя:

Мы рады приветствовать Вас на уроке «Разработка интерьера дома».

Сегодня мы с вами будем благоустраивать наш дом, который сами и создадим. В ходе игры проверим и закрепим ваши знания по разделу «Мой уютный дом». Оценим ваши умения оформлять жилище, создавать в нем уют, комфорт, расширим ваши знания стилей в оформлении интерьера и создадим проект жилой зоны с помощью специальной компьютерной программы «Астра Конструктор».

Учитель: Где бы мы ни были, чтобы ни делали - трудимся ли на работе, отдыхаем на природе, едем в поезде, - любое пространство, в которое мы попадаем, на время становится нашим домом. Но каждый раз с радостью возвращаемся в тот единственный уголок, где нам по-настоящему хорошо, где находим все на своих местах, где все привычно, удобно, где можно расслабиться и отдохнуть душой, - в свой ДОМ! Где еще, как не у домашнего очага, можно обрести ощущение надежности, покоя, полноты жизни? И каждому хочется обустроить свое жилище с максимальным комфортом и вкусом, сделать его удобнее, уютнее.

В основе устройства любого жилья лежат два важных принципа - это создание условий для общения с другими людьми и возможность уединения каждого человека. Это принципы-цели, принципы-идеалы, к которым необходимо стремиться. Идеальна та среда, которая дает возможность удовлетворить это желание. В такой среде человеку хорошо жить, работать, отдыхать. В ней залог здоровья, высокой трудоспособности. Вот и мы сегодня постараемся построить дом, в котором всем будет уютно.

Перед большим строительством необходимо разделиться на две «строительные» бригады, назначить бригадиров. Правила игры: за каждый правильный ответ один балл.

Возглавит бригады тот, кто быстрее определит, сколько слов зашифровано в анограмме.

КРПСТОИНТЕРЬЕР ПВФПОЛ Д

КУЦШДИЗАЙН ЛДНСВЕТ ЖДЛШ

ПРОВЦВЕТ ЖДСТИЛЬ РПННГЗЖ

ФВМОДА РОБОИ ВЖДМЕБЕЛЬ Г

ЛДШТОРА ХЗЩФАКТУРА ВЛДПН

Начинает игру бригада, которая быстрее разгадает предложенный ребус (зашифровано слово интерьер)(см. Приложение 1).

1.Конкурс. Разминка .

Учитель: Основа дома – крепкий фундамент, для этого вам необходимо дать основные понятия. Вопросы командам.

  • Назовите составляющие квартиры как экосистемы?
  • Назовите виды загрязнений в квартире?
  • Как уменьшить загрязнения в квартире?
  • Что такое интерьер?
  • Назовите основные качества интерьера?
  • Что такое зонирование?
  • Что такое композиция интерьера?
  • O Карточки слабым участникам:

1) Определить основные качества интерьера.(см. Приложение 2)

2) Отгадать загадки:

  1. Что в избе не видно? (тепло)
  2. Маленький, пузатенький весь дом стережет. (замок)
  3. Каждый ходит по мне летом и зимой, а ездить нельзя.(лестница )
  4. Дедушка старый - весь белый; лето придет не - не глядят на него, зима настанет - обнимают его. (печь)
  5. Четыре уха, два брюха. (подушка)
  6. И языка нет, а правду скажет.(зеркало )
  7. .(стол)
  8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал.(стол)

2. Конкурс. «Дома и стены помогают!»

Учитель: Мы заложили фундамент, а теперь нам необходимо возвести крепкие стены. Давайте, определим, что формирует интерьер жилища.

На доске возле рисунка дома расположены карточки со словами: мебель, декоративное убранство (посуда, цветы, текстильные материалы, картины, музыкальное оформление), освещение, бытовое оборудование, окраска стен), крыльцо, палисадник, окраска крыши, фасад, размер дома, подвал.

Ученицы из каждой команды выбирают необходимые составляющие и располагают рядом с домом.

3. Конкурс. «Да будет свет!» Брейн - ринг.

Учитель: Прежде чем приступить к оформлению нашей комнаты необходимо позаботиться о световом дизайне квартиры. Свет – это жизнь. Освещение определяет световой климат комнаты, стимулирует работу головного мозга, важно для здоровья глаз, способствует хорошему отдыху. Проектирование системы освещения – один из важнейших моментов при решении образа будущего интерьера. Освещение помещения диктуется назначением. При этом необходимо помнить, что искусственное освещение изменяет цветовой тон предметов интерьера.

Каждой бригаде задаются по 5 вопросов.

  1. Освещение, создаваемое прямыми солнечными или рассеянными солнечными лучами, называется….(естественным)
  2. Освещение с помощью электрических светильников, называется… (искусственным)
  3. Освещение, которое равномерно наполняет все пространство светом (общее)
  4. Освещение, которое освещает одну функциональную зону или рабочую плоскость (местное)
  5. Сочетание общего и местного освещения (комбинированное)
  6. Освещение, подчеркивающее какой-либо элемент интерьера (экспозиционно-акцентирующее, направленное)
  7. Какое освещение в ваших квартирах?(комбинированное)
  8. Какое освещение считается лучшим ?(Естественное)
  9. Освещение, которое подчеркивает общий эстетический замысел и выполняется из цветного стекла, пластмассы, керамики, со светотеневыми эффектами (декоративное)
  10. Для ориентации в помещении в ночное время, дающие минимальный уровень освещенности. (Светильники-ночники)

O Карточки слабым ученикам:

Назовите по рисункам виды освещения. В какой жилой зоне можно использовать этот вид освещения. (Ученикам предложены картинки с изображением различного освещения).(см. Приложение 3 )

4. Конкурс. «Радуга в доме»

Учитель: Итак, свет в дом мы провели. Теперь необходимо выбрать цветовую гамму помещения. Цвет активно воздействует на эмоции человека. Цветом можно выделить или, наоборот, нейтрализовать отдельные элементы интерьера, создать мягкий фон для других элементов. Назовите основные свойства цвета? Как правильно подобрать краску для пола, стен, потолка? В зависимости от чего подбирается цветовая гамма помещения?

Задание командам: Командам выдаются одинаковые карточки-задания с черно-белым изображением комнаты. Задача заключается в нахождении цветового решения с учетом ориентации окон на одну из сторон света и назначением помещения. После окончания работы представители защищают свой проект. (см. Приложение 4 )

O Карточки слабым участникам: каждой ученице эскиз интерьера в цвете – определить сторону света, на которую ориентированы комнаты, и аргументировать свой выбор.

5. Конкурс капитанов. «Что нам стоит дом построить? »

Учитель: Мы часто недовольны размером помещения, в котором живем, то дом слишком мал, то огромен. Как использовать прием оптического обмана, чтобы достичь желаемого. Зрительно увеличить помещение помогут: зеркала, обои светлых и бледных тонов, столы и полки из прозрачного стекла, одинаковый свет стен и шкафов, складная мебель и т.д. А ваши предложения?

Задание: На доске нарисован прямоугольник, поделенный на две части, каждая комната имеет свой недостаток. Капитанам предложены карточки с набором словосочетаний, учащиеся должны выбрать для своей половины и добавить свои варианты.

Словосочетания:

  • Светлая окраска (с)
  • Обои с вертикальным узором(с)
  • Обои с горизонтальным рисунком (ю)
  • Рисунок мелкий (с)
  • Темная окраска стен (ю)
  • Потолок светлее, чем стены (с)
  • Потолок темнее, чем стены (ю)
  • Рисунок обоев крупный.(ю)
  • Шторы, драпировка в холодных тонах (ю)
  • Шторы, драпировка в теплых тонах (с)
  • Мебель массивная (ю)
  • Мебель небольшая (с)

O Задание слабым ученикам: Подобрать из представленной коллекции обоев и набора занавесей для комнаты своей команды цветовую гамму обоев и дизайн штор.

6. Конкурс. «Найдите ошибки»

Учитель: Но не всегда получается все сразу хорошо, у нас нет здесь стилистов, и поэтому в этих эскизах были допущены ошибки. Какие?

Задание: Ученицам предлагаются одинаковые эскизы интерьеров жилых комнат, выполненные с ошибками в стилевом решении. Дается время на обсуждение, после чего представители команд начинают называть по очереди обнаруженные недочеты и дополнения. (см. Приложение 5 )

Вопросы командам:

1)Что необходимо учитывать при расстановке мебели?

2)Назовите основные правила группировки мебели.

O Задание слабым ученикам:

Определить способы расстановки мебели по картинкам. (У учениц рисунки расстановки мебели и карточки с названием видов расстановки мебели). (см. Приложение 6)

7. Конкурс. «Черный ящик»

Учитель: С обоями мы разобрались, мебель расставили, теперь приступим к самому любимому делу хозяйки, это оформление квартиры. Чем можно украсить наш дом, создать в нем неповторимый уют и комфорт?

Ученицы перечисляют: ме6ель, декоративные ткани, цветы, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.

Учитель: Что такое декоративные ткани ? У меня в ящике набор тканей для оформления квартиры. По описанию вы должны назвать ткань.

  1. Занавеси из не просвечивающихся тканей. Они бывают подъемными и раздвижными. (шторы )
  2. Занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, сетки, кружева. Для рассеивания солнечного света. (гардины)
  3. Занавеси на двери из не просвечивающейся плотной ткани? (портьера)
  4. Верхняя декоративная часть, широкая оборка, форма которой соответствует стилю занавесок? Закрывает механизм на котором подвешена штора.(ламбрекен)
  5. Украшающие детали по краям штор. (Джаботы)
  6. Как называется ряд пластин, соединенных между собой так, что они способны открываться, пропуская солнечный свет, и закрываться, изолируя комнату от улицы? (жалюзи).

O Карточки слабым ученикам: Виды драпировки (см. Приложение 7)

7. Конкурс. «Сам себе дизайнер »

Учитель: каждая квартира должна быть в достойном обрамлении. Центром интерьера всей квартиры может быть любой составляющий компонент: свет, отделочные материалы, цвет, драпировка, различные предметы. Что является основой дизайна у таких известных интерьеров: «Мраморный зал», «Янтарная комната», «Белый зал», «Зеркальная комната»?

Тяжелые ковры, лениво заползающие то на соседнюю стену, то и вовсе на потолок, стенки с выставкой хрусталя давно уже устарели. Стены современных квартир теперь украшают стильные картины, фотографии в изящных рамках, зеленые любимцы, радующие и согревающие душу зимой. А попробуйте вы со вкусом оформить вашу комнату.

Вопросы по комнатному цветоводству.

1) Назовите виды комнатных растений
2) Назовите приемы ухода за комнатными растениями
3) Назовите способы размещений растений в интерьере
4) Задание командам: Вам даны набор цветов и «окно», расставить цветы в интерьере, объяснить, как называется этот способ размещения цветов. (Наглядный материал: «Окно» - эскиз комнаты с большим окном, выполненный в перспективе на большом картоне, (картон покрыт обоями). Набор цветов – нарисованные и вырезанные композиции комнатных цветов, одиночные растения, садики и т.д.)

O Задание слабым ученикам: Развесьте картины в квартире: Раздать изображения типов размещения картин в интерьере – ученики должны дать название видам размещения. (рама к раме, центральное расположение, четкий прямоугольник, единая рама – единый размер, уравнивание по верхней или нижней линии . (Приложение 8 )

Подведение итогов проверки знаний по разделу «Мой уютный дом» сопровождается показом слайдов с 1 по 7-й, презентации «Интерьер жилища» (диск CD-ROM). На первой части урока мы проверили ваши знания и умения по разделу «Мой уютный дом», повторили основные понятия: «интерьер», «композиция интерьера», определили составляющие интерьера, назвали основные приемы оформления интерьера жилого помещения.

Объяснение нового материала.

Учитель: Есть такой исторический анекдот. Архитектор спрашивает богатого купца: «В какой «манере» (то есть стиле) вам оформить жилище?», а купец самодовольно отвечает: «Давай во всех, денег хватит!» Сегодня мало кто хочет быть похожим на невежественного купца. Мы стремимся превратить свое жилье пусть в маленький, но особый мир, в котором чувствовали бы себя наиболее комфортно. Так что такое дизайн, стиль?

Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда и отдыха. Одно из важнейших правил композиционного построения: в интерьерную композицию не должно входить более трех форм, трех фактур и трех цветов, иначе создается перенасыщенность и пестрота.

Основной профессией на стадии проектирования жилых помещений, офиса является дизайнер, стилист. Он разрабатывает и предлагает несколько решений с учетом планировки здания, расположения по частям света, возможностей, направлений моды. Проект должен отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и предусматривать системы эффективного искусственного освещения, кондиционирования воздуха, звуко- и теплоизоляции.

Квартира должна соответствовать характеру хозяина: его привычкам, мировоззрению. Жилье может быть выдержано в каком-либо одном традиционном направлении или представлять собой смешение стилей: главное, чтобы в дизайне интерьера прослеживалась общая линия, а отдельные декоративные элементы гармонично сочетались между собой.

Сообщения учащихся о видах стилей. Сопровождаются презентацией слайдов с 10 по 22.

Основные стили в интерьере:

  1. Готический – стиль средних веков. Характеризуется огромными окнами, многоцветными витражами, световыми эффектами. Гигантские ажурные башни, подчеркнутый вертикализм всех элементов.
  2. Барокко (XVII – н.XVIII) стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Причудливая игра образов в интерьерах сравнима со сложностью настроения морской раковины-барокко, в честь которой он был назван.
  3. Романтика – загадочный Египет, аскетичное средневековье, изящный Лувр. В таком интерьере четко просматривается претензия на нестандартное мышление и интеллектуальность хозяина.
  4. Классицизм (XVIII - начало XIX вв.). Классицизм заимствовал спокойствие и утонченность у прекрасного прошлого Эллады. Характеризует простота, естественность форм и соблюдение принципа пропорциональности. «Английскую классику» отличает торжественность, массивность и тяжеловесность (лучше использовать в просторных квартирах с высокими потолками. «Греко-римская классика» тяготеет к естественным формам и может стать удачным решением практически для любой квартиры. В дизайне интерьеров богатство и величие.
  5. Авангард – современный стиль можно рекомендовать людям, молодым душой. Для авангарда характерно использование в отделке новейших материалов. Мебель при максимальной функциональности, как правило, имеет экстравагантную, нетрадиционную форму. Особенно хорошо в таком интерьере смотрится бытовая электроника. Этот стиль лишен «скромного обаяния» и подходит людям открытым, эмоциональным, динамичным.
  6. Кантри - светлый, всячески приближен к деревенскому. В дизайне мебели и отделке помещений используются исключительно натуральные материалы: дерево, камень и т.д. В нем проглядывается ностальгия горожанина, задавленного бешеным темпом жизни и утомленного работой в офисе, по «незатейливой» сельской обстановке. Плетеная мебель, ситец, пестрые узоры…
  7. Народный стиль – китайские, африканские, японские или американские мотивы, как и прочая экзотика в оформлении жилища, будоражат воображение и переносят нас в другую историческую эпоху, в другую жизнь. Легче всего оформить дом в том или ином народном стиле, используя текстиль и аксессуары: посуду, ширмы, мелкую мебель, светильники, зеркала… При минимуме затрат вы сможете добиться максимального эффекта.
  8. Евростандарт – подобные интерьеры весьма демократичны и популярны во всем мире, поэтому часто их относят к интернациональному стилю. Пропорции здесь имеют более важное значение, чем декоративные элементы, а вся обстановка ограничивается подвижными предметами мебели простых конструкций.
  9. К такому типу оформления близок и минимализм, название которого говорит само за себя: меньше – значит лучше! Для владельцев маленьких квартир это наиболее приемлемый вариант.
  10. Хай – тек - способ формирования среды из технических деталей и использование последних достижений в области материалов. Когда вы входите в квартиру, оформленную подобным образом, это производит впечатление: кажется, что за одно мгновение вы переместились в далекое будущее.
  11. Техно - очень популярный стиль в диско-клубах, ресторанах и т.д. Техно сочетает в себе все возможности современных технологий и особую атмосферу световых эффектов. В отделке обязательно присутствует металл, стекло. Стиль, впитавший в себя всю яркость и экстремальный блеск шоу 80-х гг.
  12. Ретро – стиль ностальгии, по прошлому. Кусочек быта из 60-х годов: стилизованная под историзм современная мебель, простота и непритязательность линий…. Мало вещей.

Учитель: А как обстояло дело с оформлением интерьера на Руси?

Ученик: Русский дом простейшего типа состоял из жилой клети и небольших сеней. В русской избе все было продумано и предусмотрено с точки зрения экономичности и простоты постройки, удобства и элементарной гигиены. Основой интерьера была печь. Замкнутое пространство избы делилось на бытовую, рабочую и обрядовую, культовую зону. В одном из углов на деревянный помост (опечек) ставили глинобитную печь, около которой устраивали дощатый короб (голбец). Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Она кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на этой печи, недаром говорили: «Печь краса – в доме чудеса!». Пространство около печи служило женской половиной.

В наиболее освещенном (красном) углу, расположенном по диагонали от печи, находились божница и обеденный стол. В этом углу происходили важные события в жизни семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол. Против устья печи крепился к стене стол-шкаф для приготовления пищи и хранения посуды. Вдоль гладко вытесанных стен размещались врубленные в них лавки. Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати. На них спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе. Освещалось помещение двумя восковыми и одним косящатым (красным) окном. Мебель отличалась сравнительной грузностью: массивные столы, неподвижные и переносные лавки (скамьи) на резных ножках, сундуки, окованные железными полосами. Лавки нередко использовались как кровати. По полу тянулись домотканые половики. Стены украшались расшитыми рушниками.

Учитель: Мы познакомились с некоторыми видами стилей в оформлении интерьера, а их очень много. Эти знания пригодятся вам при оформлении вашего будущего дома, вы выберите тот стиль, который будет вам по вкусу.

Проверка домашнего задания: вы создали макет комнаты, используя разные материалы и должны представить его. Макет – это объемное изображение внешнего вида объекта с соблюдением пропорций между отдельными элементами. Макет изготовляется для того, чтобы еще до начала строительства проверить замысел архитектора, проектировщика, дизайнера, стилиста. В качестве материалов для изготовления макетов служат различные материалы.

Выставка макетов школьников. Презентация макетов учащихся.

Практическая работа.

1. Вводный инструктаж учителя:

Тема практической работы «Проектирование комнаты в программе «Астра конструктор мебели».

Сегодня мы строили дом в ходе игры, защищали макет комнаты, а теперь создадим проект жилой зоны: кухни или офиса на компьютере в программе Астра Конструктор мебели. Эта программа каталог, предлагающая набор мебели, бытовой техники, оборудования, отделочных материалов, цветов. Инструкционные карты помогут вам работать в этой программе.

2. Ознакомление с программой, технологическими картами.

3. Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.

4. Инструктаж по технике безопасности.

5. Самостоятельная работа учащихся по картам. Пока ученицы выполняют задание, звучит классическая музыка.

6. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

7. Целевые обходы (инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом. Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций).

8. Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, разбор типичных ошибок, вскрытия причин допущенных учащимися ошибок.

9. Подведение итогов урока:

Просмотр выполненных проектов, анализ учебно-творческого процесса. Выставление оценок.

Заключительное слово учителя: Сегодня, на занятии вы показали ваши знания и умения по оформлению интерьера жилого помещения, научились проектировать комнату на компьютере. Где могут пригодиться полученные знания? Есть такая поговорка «Настоящий мужчина должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына». Но построить то он построит, а кто будет обустраивать, обставлять этот дом? Конечно же, женщина, именно она внесет в новый дом частицу своей души, тепла и света, будет делать все, чтобы каждый член семьи торопился домой. А, приходя, говорил: «Как дома хорошо!».

Рекомендации учителям технологии: Программа Астра Конструктор (дизайн мебели) может быть использована в 5-м классе при изучении раздела «Культура дома», в 8-м и 9-м - «Графика», в 9-10 - «Художественное конструирование». Ее использование значительно повышает эффективность этих занятий, экономится время для проведения практических работ, расширяются возможности учащихся для проявления творческих способностей. Программа имеет два режима работы: конструирование и дизайн. В первом выполняется собственно проект интерьера, а во втором - создание новой мебели. Значит, ее могут использовать учителя технического труда, рисования, черчения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5,6,7,8,9 классы. Пособия для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.
  2. Базанова Т.А. Учу школьников оформлять интерьер.//Школа и производство. – 2001. - №7. – с.61.
  3. Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире. М.: Мир книги, 2003. – 352с.
  4. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. Метод.пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
  5. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 классы /Сост. Л.В. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. (методическая библиотека).
  6. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобраз.учреждений. – 2-е изд., / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана – Графф, 2004. – 192.)
  7. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразоват. школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана – Графф, 1997. – 256с.
  8. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразоват. школы. / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина и др.; под ред В.Д. Симоненко – М.: «Вентана – Графф, 2000. – 240с.
  9. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразоват. школы. / В.Д. Симоненко, О.В. Табарчак, Н.В. Синица и др.; Под ред В.Д. Симоненко – М.: «Вентана – Графф, 1999. – 240с.
  10. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. школы. / Под ред В.Д. Симоненко – М.: «Вентана – Графф, 2000– 288с.
  11. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, Очинин О.П., Матяш Н.В. – М.: «Вентана – Графф, 2001–192с.
  12. Научно-теоретический, методический и организационно-педагогический журнал «Школа и производство».№ 4/2000, №3/1999

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». VII класс.

Тема рассчитана на два урока

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

Вид занятия : Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока : Изучение нового материала.

Используемая модель : Модель 1.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока :

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII -XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока :

Для учителя . 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

    Орг. часть – 1-2 минуты.

    Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

    Рассказ учителя «Быт крестьян».

    Практическая работа. Рисование интерьера избы.

    Итог 1 урока.

    Работа в цвете.

    Итог 2 урока

I .Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II . Рассказ учителя «Быт крестьян»

рис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

рис. 2.

Интерьер избы разделен на зоны:

    При входе в избу, слева расположена русская печь .

рис. 3. Русская печь

Какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью, между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

Пространство около печи служило женской половиной.

рис.4. Красный угол

В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол , красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома . В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

    От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома.

    Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати . На полатях спали дети.

    Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).

    Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

рис. 6.

Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III . Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

    Рассматриваются различные виды интерьера избы:

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.


VI . Повторение с учащимися пройденного материала.

Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

    Что представляет из себя внешний вид избы?

    Какой основной материал использовался при строительстве избы?

    Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?

    На какие зоны был разделен интерьер избы?

    Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?

    Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

II урок.

VII . Продолжение практической части - рисование интерьера в цвете .

Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры, не ярко желтого. Этапы рисования в цвете:

    Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.

    Раскрашиваем пол и потолок, другим оттенком охры.

    Стекла в окне – серым.

    Мебель – следующим оттенком коричневого.

    Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII . Выставка детских работ. Анализ .

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

    Что вам хотелось показать в своей работе?

    Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

    Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

    Применяли вы в своих работах законы перспективы?

    Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя . Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

IX . Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

В конце урока звучит народная музыка.

Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.

Убранство русской избы

музейный урок

(проводится на базе

школьного

историко-краеведческого музея)


Пояснительная записка

Задачи составления данного урока:

    продолжать заинтересовывать и привлекать ребят к деятельности музея через творчество, подталкивая их придумывать интересные и творческие формы работы;

    создавать возможности для самореализации учащихся, давая возможность им выступить в роли «актёров», ораторов, экскурсоводов;

    организовать игровую форму деятельности, способствующую развитию познавательной и творческой активности школьников;

Адресат: урок рассчитан на учащихся средней школы (5 – 7 классы).

Разработка музейного урока «Убранство русской избы»

Цель: Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи:

    Образовательная: познакомить учащихся с убранством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб в России.

    Развивающая : развивать способность к эстетическому созерцанию, развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к изучению истории родного края;

    Воспитательная: в оспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле. Воспитание музейной культуры.

Оборудование: экспонаты школьного музея,раздаточный материал - комплект карточек «Интерьер русской избы», «Предметы быта», «Крестьянская утварь», конверты с загадками.

Подготовительная работа : лекторская группа готовит небольшие рассказы о предметах старины (истории старинных вещей); группа детей готовит стихи, загадки, пословицы, поговорки по теме; помощники учителя экскурсоводы – Музейка и Музейщик. Возраст участников – 11-12 лет, экскурсоводов – 14-15 лет.

План урока:

    Организационный момент

    Создание музея (Презентация)

    Изучение темы урока: «Убранство русской избы»

    Мебель и убранство русской избы

    Домашняя и хозяйственная утварь в крестьянской избе

    История старинных вещей

    Рефлексия

    Подведение итогов

Ход урока:

Учитель: (Перед входом в музей)

Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Что же это –

Дети: это МУЗЕЙ!

Учитель: - Что означает слово музей? Первый музей был открыт в Петербурге при Петре Первом и назывался Кунсткамерой – собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около 1200 государственных музеев, где собрано 40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Есть еще тысячи народных и школьных музеев – такой как наш. Сегодня мы побываем в нашем школьном музее, познакомимся с музейными экспонатами, а помогут нам наши друзья хранители старины "Музейка" и "Музейщик".

Музейка: Приглашаю всех в гости (Открывает двери, ребята входят в музей) . Сегодня мы совершим путешествие в старину. Наша сегодняшняя экскурсия будет проходить в школьном музее. Здесь представлены экспонаты культуры и быта конца XIX - начала XX веков.

Создать музей - лиха беда начало,
Каким же надо оптимистом быть,
Труда и сил, физических немало,
Всю душу в своё детище вложить.
Какой плетень-красавец у крылечка,
Какой колодец дивный средь берез.

И не сама в избе сложилась печка,
Чтоб было здесь тепло в любой мороз.
К избе от сердца проторить дорогу,
Чтоб сохранить исконный, русский дух,
Чтоб всяк, пришедший к этому порогу,
К своим истокам сердцем не был глух.
И наш наказ от русского народа:
Родная "Русская изба", держись!
Расти, музей, и крепни год от года,
Пусть все задумки воплотятся в жизнь!


Учитель: Ребята, мы стали не просто посетителями музея, а культурными зрителями в его зале. (Вопросы детям)

Как же нужно вести себя в музее?

Что означает слово "Экспонат" (выставленный на показ)

Как они появляются в музее?

Все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея? (Нет, если предмет интересен ученым, художникам, коллекционерам и необходим для коллекции музея).

Музейщик : Итак, отправимся в прошлое. Путешествие наше будет состоять из нескольких остановок:

1 остановка – Интерьер

2 остановка – Домашняя утварь

3 остановка – История старинных вещей

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён. Представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим внутреннее убранство и интерьер избы. Ребята, что означает слово интерьер?

Интерьер –(в переводе с французского внутренний вид) архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие, благоприятные и функциональные условия жизнедеятельности. Интерьервнутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей. Большое значение при этом имеет расположение предметов, а также их взаимосвязь. Ничто в обстановке не должно мешать, быть неудобным или раздражать, т.е. место проживания должно быть комфортным: удобной для проживания, экономить человеку силы и время. К этому люди стремились, и будут стремиться всегда. Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Учитель: Как же выглядел интерьер наших предков. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Это стол, лавки, различные полки и сундуки.

Центром чистого пространства был передний угол. В переднем углу избы располагался "Красный угол". Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома.

Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами "Красный угол", снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога».

В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь же стоял обеденный стол за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, календарные праздники).

Музейщик: Столявлялся необходимым элементом убранства жилья, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу. В некоторых местах, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места.

В традиционной культуре, в обрядовой практике, в сфере норм поведения - столу придавалось большое значение. Об этом говорит четкая пространственная закрепленность его в красном углу. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.

В обычное, время на столе могли находиться лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью. В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой".

Под иконами находилось самое почетное в избе место, в обычные дни оно принадлежало главе семьи. Рядом с хозяином, на "мужской" лавке, тянувшейся вдоль правой стены к выходу, садились по старшинству его сыновья, на "женской", идущей вдоль фронтона, - дочери; хозяйка размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. По праздникам сюда усаживали наиболее уважаемых гостей, например, священника. На свадьбе – жениха и невесту.

Музейка: Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ, как правило, с клеточным узором или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Музейщик: Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Изголовье или подголовник - это подставка под голову, на которую клали подушку. Постели убирались понаряднее в праздники или на свадьбах, попроще в обычные дни. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре. У людей среднего состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

Музейка: Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках. Люльку обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Музейка: Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие: длиной до 2-х м и маленькие: 50-60 см Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом. Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленый или красный) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

Учитель: Ребята! А, как вы думаете, для чего предназначался сундук? (На сундуках спали, сидели, в нем хранили одежду). Если мы заглянем в бабушкин сундук, то увидим там рубахи, домотканые полотенца (рушники), скатерти, сарафаны, кружева, подзоры. Сколько здесь вещей. Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – «скрынях» дорогие сердцу предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

Больше всего у нас в музее рушников. Их много хранится в деревнях. Полотенце на Руси имело не только прямое назначение - вытираться после умывания. Оно играло и обрядовую роль: на него принимали новорожденного, обвязывали жениха и невесту на свадьбе. Вышитый рушник считался лучшим подарком. Женщины ткали десятки рушников. Украшали их вышивкой или самодельными кружевами. На полотенцах вышивали разные символы и обереги. Эти узоры пришли к нам из далекой древности.

Музейщик: Ребята обратите внимание, какой красивый старинный ковер храниться в нашем музее. Такие ковры называют «Курскими», т.к. центром производства была Курская губерния, куда входил и наш край. Это ковер конца 19 века, так как именно в это время изменился узор безворсовых самотканых ковров - старинный геометрический рисунок заменился цветочным растительным - розы, мак, шиповник. Краски на нашем ковре по-прежнему яркие, так как нити мастерицы красили натуральными красками. Фон у ковра, как это характерно для нашего края - черный и на нем яркие розы, целый букет. Почти все пространство ковра вокруг занято цветами и трудно представить, что такую красоту делали в домашних условиях простые крестьянки.

Ткали не только ковры, но и дорожки, половики (от слова "половица"). По полу в избе тянулись радужные домотканые дорожки. Они и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Простые стелили на полу. Понаряднее и поярче - накрывали лавки, скамейки, сундуки.

Учитель: Ребята как вы думаете, на чем ткали хозяйки в старину? Правильно на ткацком станке. Занимал в избе значительное место, деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Учитель: Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек. Каждый экспонат – это наша память. Ребята посмотрите, вокруг какие еще экспонаты вызвали у вас интерес? Дети находят предметы: ступа, прялка, ухват и т.д. Музейка и Музейщик рассказывает о каждом предмете.

Музейщик: Ступа и пест приспособление для растирания и размельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака. Выдалбливались из дерева, изготавливались из луженой меди, латуни. Металлические ступки представляли собой круглый сосуд. Деревянные ступки могли представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. Сейчас ступка нечасто используется в хозяйстве, все больше в ход идут электрические мельницы да кофемолки. Прогресс не стоит на месте. Но помнить о традициях предков все, же стоит.

Учитель: Ребята как вы думаете, о чем говорят эти поговорки о ступе и пестике?

    Семью пестами в ступе не утолчёшь (О сильном, здоровом человеке)

    Пестом в ступе не поймать (О находчивом, изворотливом человеке)

    Пестом погладить кого-либо (Избить, поколотить кого-либо)

    Пестом воду в ступе толочь?(Заниматься пустым бессмысленным делом)

Музейщик: Ухват или рогач - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба - хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина что бы поднять такой чугунок в печку на ухвате должна обладать хорошей физической силой.

Музейка: Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

Музейка: Давайте подумаем, что означают мои поговорки о прялке?

    У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

    Прялка не Бог, а рубаху дает

    Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

    Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь. (Ответы детей)

Учитель: Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Сундук, самовар, прялка, картины - какое многообразие вещей представлено в нашем музее. Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью. Их называли печной утварью. В русской деревне употреблялась гончарная, деревянная утварь, а так же изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов, приобреталась на ярмарках. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. В русской деревне утварью называлось "украшение, убранство, наряды, драгоценности... Все движимое в доме, в жилище, особенно мебель... посуда и украшенья... ". В. И. Даль в своем словаре приводит старорусские значения слова: утварь – творить, утваряти, утворити - убирать, наряжать, украшать... сотворить, сделать.

Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения косметических принадлежностей.

3. История старинных вещей

Учитель: Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны, нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Ребята! а теперь давайте посмотрим ваши домашние заготовки. Дома вы должны были подобрать загадки о крестьянской утвари, и подготовить небольшие истории о старинных вещах.

Из далёкой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь

И рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

1 лектор: Послушайте мою историю о старинном предмете. Но сначала отгадайте загадку, о каком предмете пойдет речь:

У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,

И хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк,

В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.

Это самовар. Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Иваном и Назаром Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими – дорожными и большими – трактирными. Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках.

    Разошелся как холодный самовар.

    Приходите самоварчика поставим, а уйдете – чайку попьем.

    С самоваром - буяном чай важнее и беседа веселей.

    Самовар кипит – уходить не велит.

    Как в самоваре, так кипит жизнь наша.

    Выпей из самовара чайку - забудешь тоску.

Про самовар есть много песен, например в репертуаре Леонида Утесова была песенка: У самовара я и моя Маша, а на дворе совсем уже темно. (Прослушивание песни)

Первые самовары были медные, серебряные для богатых. В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения - буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.

Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьёзные деловые вопросы, проходили семейные праздники и просто обычные обеды. Самовар был необходим в доме аристократа, и в трактире, и в простой крестьянской избе.

Учитель: Ребята какие еще загадки вы приготовили про самовар?

2 лектор: Новая посудина, а вся в дырах. Что это?

Это всем известные корзины. Корзины изготовлены из ивового прута. В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них. В корзинах ямщики перевозили важную почту. В такой корзине, возможно, лежали даже грамоты от царя. Такая корзина запиралась на замок. А когда ямщику требовалось куда-то отлучиться, он брал корзину с собой.

3 лектор: Мою старинную вещь редко встретишь сейчас, попробуйте отгадать. Два брата пузатеньких под гору бегут,

Один горбатенький их за вихор держит.

Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет ни заря пошёл, согнувшись со двора .

Это что такое? Правильно, коромысло . Какие загадки вы приготовили про эту старинную вещь?

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

Учитель: Какие пословицы или поговорки вы слышали?

    Дым коромыслом (разг.) - шум, гам, беспорядок.

    Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

    Не шагай через коромысло, корча потянет.

    Поднял весь дом коромыслом.

    Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!

    Пыль столбом, дым коромыслом - а изба не топлена, не метена!

4 лектор: О чём эта загадка?

Спинка есть – брюха нет, голова есть – да без мозгов,

Уши есть да не слышит, подвяжешь - идёт, развяжешь – лежит.

Правильно, это лапти. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека – значит, заперты. Ночью их снимали с ног, вот и открыты.

След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такая удивительная обувь была у наших односельчан в старину. А ещё про лапти говорили: «Весь в крестах, а почёта нету». Как видно из загадок, к лаптям в народе относились снисходительно. Лапти снашивались очень быстро, становились дырявыми, и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до двадцати пар. Хорошо, что и сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой.

Учитель: Из чего же плелись лапти? Правильно, из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?». Получается, что за лапти не надо было ничего платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможности приобрести сапоги. Недаром, в сказках часто встречаются выражения: «Иван – лапотник», «Иван горемыка – из лапотного лыка», которые произносятся с усмешкой и сочувствием. А выражение «Вместо головы у тебя лапоть» стало обозначать глуповатость, простоту, нерасторопность обладателя такой головы. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью - специальных мастерских не было очень долгое время.

5 лектор: Угадайте о чем моя история?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар – пеленаться стал.

Это история про глиняный горшок . На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом. Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, в печи обжигают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили.

Учитель: Из глины помимо горшков делали много различной посуды: кувшины, крынки, чарки, миски. Их вы так же можете увидеть в нашем музее

6 лектор: У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.

Чернец – молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Вот ведь, поел человек из чугунка – у него тут же второе дыхание открылось. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена. Женщины, готовя обед, приговаривали: "Чугун-чугунок мой, вари, печаль-тоска горькая, пропади…"

7 лектор: Угадайте, что это такое? Плывёт паром, уголь в нём . Или вот еще:

В Полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход. То назад, то вперед.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!
Да, это утюг.

А теперь послушайте мою "горячую" историю. Мы привыкли к современному утюгу - легкому, из пластика, но раньше утюги были совсем другими. Существовало много приспособлений для глажения, с которыми мы в повседневной жизни не сталкиваемся, и уже про них забыли. Точно никто не знает, когда и кто изобрел то, что принято теперь именовать утюгом. Скорее всего, он появился тогда, когда появилась одежда из ткани. Хотя археологи утверждают, что шкуры тоже гладили - отполированной костью мамонта. Первым устройством для глажения белья, скорее всего, был плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках древних людей процесс глажения запечатлен так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом.

В России бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька.

На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски.

Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Гладили в России белье также и «гавками» – стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой. Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами.

Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века. До этого одежду гладили инструментом очень похожим на большую сковородку. Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли, они нагревали утюг, и можно гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать. В отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. Этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Со временем стали пользоваться двумя утюгами: пока один нагревался на печке, другим гладили. Утюг изготавливался в кузнице кузнецом, это видно по зазубринам и неровностям на его боках. Есть утюги с узорами, с интересным замочком.

Чугунный утюг разогревался очень долго - не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки.

Утюги были дорогой вещью. При литье их украшали орнаментом, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Иногда утюг даже выставлялся на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем гостям. Для особо знатных особ могли изготавливаться утюги самых причудливых форм.

Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук. Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды - манжет, воротничков, кружев - пользовались маленькими утюжками, размером всего лишь с пол-ладони.

Рефлексия: (Детям раздаются конверты с загадками)

Дети отгадывают загадки и находят в избе предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в доме, как его использовали. Лекторская группа, Музейка и Музейщик помогают, если у ребят возникают трудности в объяснении.

Учитель: Ребята, мы сегодня побывали в музее нашей школы, подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке. Ответы запишите в карточку.

Сегодня на уроке я узнал:

(3 новых слова)

Сегодня на уроке мне особенно понравились:

(3 интересные вещи)

Сегодня на уроке меня удивили:

(3 уникальных предмета)

Сегодня на уроке мне запомнились:

(3 выражения)

4. Итог урока.

Учитель: Спасибо, нашим хранителям старины: Музейки и Музейщику! Спасибо за подготовку лекторской группе! Спасибо и Вам ребята.

Вижу, вы хорошо усвоили наш урок.

Спасибо за урок. До свидания!