ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Ильин психология агрессивного поведения. Ильин Е.П

Новая книга профессора Е.П.Ильина посвящена ключевым вопросам психологии агрессивного поведения. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме вандализма и насилия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики.

Издание предназначено для психологов, педагогов, социологов, представителей смежных специальностей, а также студентов вузовских факультетов соответствующих профилей.

Издательство: Питер, 2014 г.

ISBN 978-5-496-00991-1

Количество страниц: 368.

Содержание книги «Психология агрессивного поведения»:

  • 7 Предисловие
  • 9 Введение
  • 16 Раздел первый. АГРЕССИЯ и АГРЕССИВНОСТЬ
  • 16 Глава 1. Агрессивное поведение
    • 16 1.1. Виды агрессивного поведения
    • 30 1.2. Так что же такое агрессия?
    • 35 1.3. Мотивация агрессивного поведения человека
    • 40 1.4. Факторы окружающей среды, провоцирующие агрессию
    • 41 1.5. Отношение людей к различным видам агрессии
    • 42 1.6. Является ли агрессивное поведение катарсисом?
  • 44 Глава 2. Возрастно-половые особенности агрессивного поведения
    • 44 2.1. Возрастные особенности агрессивного поведения
    • 46 2.2. Формы агрессивного поведения у детей
    • 50 2.3. Половые различия в агрессивном поведении
  • 55 Глава 3. Агрессивность как свойство личности
    • 55 3.1. Агрессивность и ее компоненты
    • 58 3.2. Возрастно-половые особенности агрессивности
    • 62 3.3. Особенности личности у агрессивных субъектов
    • 66 3.4. Межличностное восприятие агрессивности
  • 69 Глава 4. Генезис агрессии и агрессивности
    • 69 4.1. Теории генезиса агрессии
    • 71 4.2. Биологические предпосылки агрессивности
    • 77 4.3. Роль подражания в развитии агрессивности
    • 78 4.4. Агрессивность как результат семейного воспитания
    • 81 4.5. Агрессивность и СМИ
    • 90 4.5. Влияние СМИ на криминализацию молодежи
    • 92 4.7. Компьютерные игры и агрессия
  • 98 Глава 5. Агрессия в сфере образования
    • 99 5.1. Агрессия педагогов
    • 107 5.2. Агрессия учеников по отношению к учителям
  • 110 Глава 6. Агрессия в спорте
    • 110 6.1. Агрессивный дух состязательности и спорта
    • 114 6.2. Агрессивность как побудитель к занятиям спортом
    • 116 6.3. Отношение спортсменов к проявлению агрессии в спорте
    • 6.4. Ситуации и свойства личности, провоцирующие проявление
      • 118 агрессии игроками спортивных команд
    • 121 6.5. Спортивные результаты и агрессивность
    • 121 6.6. Агрессивность и выбор вида спорта и игрового амплуа
    • 124 6.7. Агрессивность болельщиков
  • 130 Глава 7. Вандализм как деструктивное агрессивное поведение
    • 130 7.1. Что такое вандализм
    • 135 7.2. Распространенность вандализма и финансовый ущерб
    • 137 7.3. Мотивы вандализма
    • 140 7.4. Возрастно-половые особенности вандализма
    • 142 7.5. Личностные характеристики вандалов
    • 144 7.6. Граффити как вид вандализма
    • 148 7.7. Внешние ситуации, способствующие вандализму
    • 150 7.8. Профилактика и борьба с вандализмом
  • 154 Раздел второй. ПСИХОЛОГИЯ НАСИЛИЯ
  • 154 Глава 8. Общетеоретические вопросы проблемы насилия
    • 154 8.1. Что такое насилие
    • 160 8.2. Соотношение насилия и агрессии
    • 162 8.3. Виды насилия
    • 167 8.4. Отношение общества к насилию
  • 171 Глава 9. Буллинг как форма насилия
    • 172 9.1. Буллинг и его виды
    • 176 9.2. Средства, используемые при буллинге
    • 177 9.3. Кого выбирают в качестве жертвы травли
    • 179 9.4. Психологическая характеристика преследователей (буллеров)
    • 182 9.5. Типы буллеров
    • 183 9.6. Последствия травли
    • 186 9.7. Что делать жертве буллинга
  • 187 Глава 10. Моббинг как вид буллинга
    • 187 10.1. Особенности моббинга как вида буллинга
    • 189 10.2. Генетическая и социальная основа моббинга
    • 190 10.3. Психологический механизм моббинга
  • 194 Глава 11. Травля в школе
    • 195 11.1. Формы травли, используемые учащимися
    • 197 11.2. Кто из учеников становится буллерами
    • 198 11.3. Кто из учеников становится жертвой буллинга
    • 201 11.4. Половые особенности буллинга в школе
    • 203 11.5. Буллинг и обстановка в классе и школе
    • 204 11.6. Позиция учителей при травле
    • 205 11.7. Как родители могут узнать о травле своего ребенка
    • 206 11.8. Методы предотвращения буллинга в школе
  • 214 Глава 12. Травля в трудовых коллективах
    • 215 12.1. Предпосылки травли на рабочем месте
    • 219 12.2. Как становятся жертвой буллинга
    • 220 12.3. Фазы развития моббинга на рабочем месте
    • 221 12.4. Позиции руководства в моббинге
    • 222 12.5. Боссинг
    • 227 12.6. Буллинг в научно-педагогических коллективах
    • 230 12.7. Последствия травли на рабочем месте
    • 232 12.8. Рекомендации по профилактике и борьбе с моббингом на работе
  • 237 Глава 13. Дедовщина (хейзинг)
    • 237 13.1. Сущность дедовщины как явления
    • 238 13.2. Распространение дедовщины в зависимости от условий службы
    • 241 13.3. Причины возникновения и устойчивости дедовщины
    • 244 13.4. Иерархические ступени в дедовщине
    • 250 13.5. Законы и проявления дедовщины
    • 255 13.6. Перевод на следующую ступень иерархии
    • 257 13.7. Мифы о дедовщине
    • 259 13.8. Последствия дедовщины и борьба с ней
  • 261 Глава 14. Насилие в семье
    • 263 14.1. Насилие над супругом
    • 268 14.2. Экономическое насилие в семье
    • 269 14.3. Насилие в семье над детьми
    • 275 14.4. Факторы риска насилия над детьми
    • 280 14.5. Последствия насилия над детьми
    • 283 14.6. Меры борьбы с насилием над детьми
  • 287 Глава 15. Запрет и наказание как формы насилия
    • 287 15.1. Запрет как средство воспитания и способ профилактики несчастных случаев
    • 292 15.2. Психологические аспекты наказания
    • 295 15.3. Виды педагогического наказания учащихся
    • 300 15.4. Последствия наказаний
    • 301 15.5. Поведение ребенка для избежания наказания
    • 303 15.6. Психологические правила наказания детей
  • 308 ПРИЛОЖЕНИЕ
    • 308 Опросник Басса—Дарки для диагностики склонности к различным формам агрессивного поведения
    • 313 Сокращенный вариант опросника Басса—Дарки
    • 316 Тест измерения агрессии Б. Басса и Р. Дарки, адаптированный Л. Г. Почебут
    • 320 Опросник «Ауто- и гетероагрессия»
    • 321 Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению»
    • 325 Методика «Конфликтная личность»
    • 328 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
    • 334 Методика «Агрессивное поведение»
    • 337 Тест руки Вагнера (Hand Test)
    • 345 Самооценка уровня агресивности и латентного экстремизма
    • 350 Опросник «Мини-мульт» (сокращенный и адаптированный Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым вариант опросника MMPI)
    • 352 Опросник диагностики насилия и буллинга в школе
    • 358 Диагностика враждебности по шкале Кука— Медлей
    • 361 Тест «Несуществующее животное»
    • 362 Анкета на проверку понимания критериев, характеризующих агрессию в спорте
    • 363 Опросник «Феноменология запретов и ограничений»

СПб.: Питер, 2014. — 368 с.: ил. — ISBN 978-5-496-00991-1Новая книга профессора Е. П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии агрессивного поведения. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме вандализма и насилия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики.
Издание предназначено для психологов, педагогов, социологов, представителей смежных специальностей, а также студентов вузовских факультетов соответствующих профилей.Содержание:Агрессия и агрессивность
Агрессивное поведение
Виды агрессивного поведения
Так что же такое агрессия?
Мотивация агрессивного поведения человека
Факторы окружающей среды, провоцирующие агрессию
Отношение людей к различным видам агрессии
Является ли агрессивное поведение катарсисом
Возрастно-половые особенности агрессивного поведения
Возрастные особенности агрессивного поведения
Формы агрессивного поведения у детей
Половые различия в агрессивном поведении
Агрессивность как свойство личности
Агрессивность и ее компоненты
Возрастно-половые особенности агрессивности
Особенности личности у агрессивных субъектов
Межличностное восприятие агрессивности
Генезис агрессии и агрессивности
Теории генезиса агрессии
Биологические предпосылки агрессивности
Роль подражания в развитии агрессивности
Агрессивность как результат семейного воспитания
Агрессивность и СМИ
Влияние СМИ на криминализацию молодежи
Компьютерные игры и агрессия
Агрессия в сфере образования
Агрессия педагогов
Агрессия учеников по отношению к учителям
Агрессия в спорте
Агрессивный дух состязательности и спорта
Агрессивность как побудитель к занятиям спортом
Отношение спортсменов к проявлению агрессии в спорте
Ситуации и свойства личности, провоцирующие проявление агрессии игроками спортивных команд
Спортивные результаты и агрессивность
Агрессивность и выбор вида спорта и игрового амплуа
Агрессивность болельщиков
Вандализм как деструктивное агрессивное поведение
Что такое вандализм
Распространенность вандализма и финансовый ущерб
Мотивы вандализма
Возрастно-половые особенности вандализма
Личностные характеристики вандалов
Граффити как вид вандализма
Внешние ситуации, способствующие вандализму
Профилактика и борьба с вандализмомПсихология насилия
Общетеоретические вопросы проблемы насилия
Что такое насилие
Соотношение насилия и агрессии
Виды насилия
Отношение общества к насилию
Буллинг как форма насилия
Буллинг и его виды
Средства, используемые при буллинге
Кого выбирают в качестве жертвы травли
Психологическая характеристика преследователей (буллеров)
Типы буллеров
Последствия травли
Что делать жертве буллинга
Моббинг как вид буллинга
Особенности моббинга как вида буллинга
Генетическая и социальная основа моббинга
Психологический механизм моббинга
Травля в школе
Формы травли, используемые учащимися
Кто из учеников становится буллерами
Кто из учеников становится жертвой буллинга
Половые особенности буллинга в школе
Буллинг и обстановка в классе и школе
Позиция учителей при травле
Как родители могут узнать о травле своего ребенка
Методы предотвращения буллинга в школе
Травля в трудовых коллективах
Предпосылки травли на рабочем месте
Как становятся жертвой буллинга
Фазы развития моббинга на рабочем месте
Позиции руководства в моббинге
Боссинг
Буллинг в научно-педагогических коллективах
Последствия травли на рабочем месте
Рекомендации по профилактике и борьбе с моббингом на работе
Дедовщина (хэйзинг)
Сущность дедовщины как явления
Распространение дедовщины в зависимости от условий службы
Причины возникновения и устойчивости дедовщины
Иерархические ступени в дедовщине
Законы и проявления дедовщины
Перевод на следующую ступень иерархии
Мифы о дедовщине
Последствия дедовщины и борьба с ней
Насилие в семье
Насилие над супругом
Экономическое насилие в семье
Насилие в семье над детьми
Факторы риска насилия над детьми
Последствия насилия над детьми
Меры борьбы с насилием над детьми
Запрет и наказание как формы насилия
Запрет как средство воспитания и способ профилактики несчастных случаев
Психологические аспекты наказания
Виды педагогического наказания учащихся
Последствия наказаний
Поведение ребенка для избежания наказания
Психологические правила наказания детей
Приложения

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться

06
фев
2017

Психология агрессивного поведения (Ильин Евгений)

ISBN: 978-5-496-00991-1
Формат: PDF, eBook (изначально компьютерное)
Ильин Евгений
Год выпуска: 2014
Жанр: Психология
Издательство: Питер
Язык: русский
Количество страниц: 368
Описание: Новая книга профессора Е.П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии агрессивного поведения. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме вандализма и насилия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики.
Издание предназначено для психологов, педагогов, социологов, представителей смежных специальностей, а также студентов вузовских факультетов соответствующих профилей.


Формат: аудиокнига, MP3, 64kbps
Автор: Лебон Гюстав
Год выпуска: 2015
Жанр: политология, социология, психология
Издательство: Медиакнига
Исполнитель: Таганов Пётр
Продолжительность: 06:15:30
Описание: «Психология масс» – один из величайших трудов по психологии, в котором один из выдающихся французских психологов Гюстав Лебон, пытается разобраться и разложить по полочкам закономерности поведения скоплений людей – толпы. При этом Лебон разделяет простое «скопление народа» от «одушевленной толпы», стихийное образование которой начинает подчиняться совершенно другим законам, чем каждый и любой из...


02
фев
2008

Формат: разные
Жанр: Учебники
Описание: Эту подборку книг скачал торрентом уже не помню откуда. Подборка содержала файлы с вирусами. Вирусы удалены. Дублирующие файлы также удалены. И добавлены новые. Писать список нет смысла, он очень большой. Скачаете торент и прочитаете. Размер 1,8 гБ


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 ББК УДК И46 Ильин Е. П. И46 Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, с.: ил. ISBN Новая книга профессора Е. П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии агрессивного поведения. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме вандализма и насилия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики. Издание предназначено для психологов, педагогов, социологов, представителей смежных специальностей, а также студентов вузовских факультетов соответствующих профилей. 16+ (В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. 436-ФЗ.) ББК УДК Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN ООО Издательство «Питер», 2014

3 Îãëàâëåíèå Ïðåäèñëîâèå Ââåäåíèå Ðàçäåë ïåðâûé ÀÃÐÅÑÑÈß è ÀÃÐÅÑÑÈÂÍÎÑÒÜ Ãëàâà 1. Àãðåññèâíîå ïîâåäåíèå Виды агрессивного поведения Так что же такое агрессия? Мотивация агрессивного поведения человека Факторы окружающей среды, провоцирующие агрессию Отношение людей к различным видам агрессии Является ли агрессивное поведение катарсисом? Ãëàâà 2. Âîçðàñòíî-ïîëîâûå îñîáåííîñòè àãðåññèâíîãî ïîâåäåíèÿ Возрастные особенности агрессивного поведения Формы агрессивного поведения у детей Половые различия в агрессивном поведении Ãëàâà 3. Àãðåññèâíîñòü êàê ñâîéñòâî ëè íîñòè Агрессивность и ее компоненты Возрастно-половые особенности агрессивности Особенности личности у агрессивных субъектов Межличностное восприятие агрессивности Ãëàâà 4. Ãåíåçèñ àãðåññèè è àãðåññèâíîñòè Теории генезиса агрессии Биологические предпосылки агрессивности Роль подражания в развитии агрессивности Агрессивность как результат семейного воспитания Агрессивность и СМИ Влияние СМИ на криминализацию молодежи Компьютерные игры и агрессия

4 4 Оглавление Ãëàâà 5. Àãðåññèÿ â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ Агрессия педагогов Агрессия учеников по отношению к учителям Ãëàâà 6. Àãðåññèÿ â ñïîðòå Агрессивный дух состязательности и спорта Агрессивность как побудитель к занятиям спортом Отношение спортсменов к проявлению агрессии в спорте Ситуации и свойства личности, провоцирующие проявление агрессии игроками спортивных команд Спортивные результаты и агрессивность Агрессивность и выбор вида спорта и игрового амплуа Агрессивность болельщиков Ãëàâà 7. Âàíäàëèçì êàê äåñòðóêòèâíîå àãðåññèâíîå ïîâåäåíèå Что такое вандализм Распространенность вандализма и финансовый ущерб Мотивы вандализма Возрастно-половые особенности вандализма Личностные характеристики вандалов Граффити как вид вандализма Внешние ситуации, способствующие вандализму Профилактика и борьба с вандализмом Ðàçäåë âòîðîé ÏÑÈÕÎËÎÃÈß ÍÀÑÈËÈß Ãëàâà 8. Îáùåòåîðåòè åñêèå âîïðîñû ïðîáëåìû íàñèëèÿ Что такое насилие Соотношение насилия и агрессии Виды насилия Отношение общества к насилию Ãëàâà 9. Áóëëèíã êàê ôîðìà íàñèëèÿ Буллинг и его виды Средства, используемые при буллинге Кого выбирают в качестве жертвы травли Психологическая характеристика преследователей (буллеров)

5 Оглавление Типы буллеров Последствия травли Что делать жертве буллинга Ãëàâà 10. Ìîááèíã êàê âèä áóëëèíãà Особенности моббинга как вида буллинга Генетическая и социальная основа моббинга Психологический механизм моббинга Ãëàâà 11. Òðàâëÿ â øêîëå Формы травли, используемые учащимися Кто из учеников становится буллерами Кто из учеников становится жертвой буллинга Половые особенности буллинга в школе Буллинг и обстановка в классе и школе Позиция учителей при травле Как родители могут узнать о травле своего ребенка Методы предотвращения буллинга в школе Ãëàâà 12. Òðàâëÿ â òðóäîâûõ êîëëåêòèâàõ Предпосылки травли на рабочем месте Как становятся жертвой буллинга Фазы развития моббинга на рабочем месте Позиции руководства в моббинге Боссинг Буллинг в научно-педагогических коллективах Последствия травли на рабочем месте Рекомендации по профилактике и борьбе с моббингом на работе Ãëàâà 13. Äåäîâùèíà (õåéçèíã) Сущность дедовщины как явления Распространение дедовщины в зависимости от условий службы Причины возникновения и устойчивости дедовщины Иерархические ступени в дедовщине Законы и проявления дедовщины Перевод на следующую ступень иерархии Мифы о дедовщине Последствия дедовщины и борьба с ней

6 6 Оглавление Ãëàâà 14. Íàñèëèå â ñåìüå Насилие над супругом Экономическое насилие в семье Насилие в семье над детьми Факторы риска насилия над детьми Последствия насилия над детьми Меры борьбы с насилием над детьми Ãëàâà 15. Çàïðåò è íàêàçàíèå êàê ôîðìû íàñèëèÿ Запрет как средство воспитания и способ профилактики несчастных случаев Психологические аспекты наказания Виды педагогического наказания учащихся Последствия наказаний Поведение ребенка для избежания наказания Психологические правила наказания детей ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ Опросник Басса Дарки для диагностики склонности к различным формам агрессивного поведения Сокращенный вариант опросника Басса Дарки Тест измерения агрессии Б. Басса и Р. Дарки, адаптированный Л. Г. Почебут Опросник «Ауто- и гетероагрессия» Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению» Методика «Конфликтная личность» Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) Методика «Агрессивное поведение» Тест руки Вагнера (Hand Test) Самооценка уровня агресивности и латентного экстремизма Опросник «Мини-мульт» (сокращенный и адаптированный Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым вариант опросника MMPI). 350 Опросник диагностики насилия и буллинга в школе Диагностика враждебности по шкале Кука Медлей Тест «Несуществующее животное» Анкета на проверку понимания критериев, характеризующих агрессию в спорте Опросник «Феноменология запретов и ограничений»

7 Ïðåäèñëîâèå Прочитав название этой книги, многие интересующиеся психологией могли подумать: «Ну вот, еще одна книга об агрессии. Сколько же можно об этом писать!» Действительно, различным аспектам этой темы посвятили свои книги А. Басс (Buss, 1961), Л. Берковиц (2001), Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2001), Д. Зильманн (Zillmann, 1979), К. Лоренц (1994), Д. Олвейс (Olweus, 1978, 1993), Э. Роланд (2012), А. Налчаджян (2007), В. К. Сафонов (2003) и др. К настоящему времени, по некоторым данным, лишь о человеческой агрессивности написано более 500 монографий. Кроме того, во многих монографиях по социальной психологии проблеме агрессии посвящены отдельные главы (Д. Майерс (2004); Р. Фрэнкин (2003); Х. Хекхаузен (2003) и др.). А количество статей, посвященных агрессии, трудно подсчитать. Только в книге Р. Бэрона и Д. Ричардсон имеется более 800 ссылок. В США издаются даже журналы, специально посвященные проблеме агрессии, насилия и жестокого обращения («Aggressive Behavior», «Child abuse and negleсt», «Journal of emotional abuse», «Child maltreatment», «Journal of interpersonal violence», «Journal of Family Violence», «Violence against Women») 1. Несмотря на это, разногласия и противоречия между учеными по различным аспектам проблемы агрессии, на которые указывал еще Г. Кауфман (Kaufmann, 1965), остаются до сих пор. Достаточно указать на то, что отсутствует определение агрессии, которое было бы приемлемым для различных ее форм и видов. 1 Ввиду большого количества публикаций в ряде случаев я был вынужден ограничиваться только ссылками на них, группируя их по той или иной теме. Читатель может найти эти публикации сам, пользуясь приведенным в книге списком литературы.

8 8 Предисловие Знакомство с имеющимися отечественными и переводными зарубежными монографиями и учебными пособиями показало, что некоторые аспекты этой проблемы (например, насилие и его виды: буллинг, мобинг (травля), хейзинг (дедовщина), насилие в семье, на работе, в сфере образования, вандализм 1) рассмотрены недостаточно или вообще не затрагивались. Например, в объемной монографии А. Налчаджяна (2007) рассмотрению насилия как специального вопроса уделено 6,5 страниц (правда, в других разделах автор часто говорит об агрессии как насилии). В книге этого автора мало ссылок на литературные источники, не рассмотрены результаты ряда отечественных диссертационных исследований по проблеме агрессии и насилия. В монографии, как и во многих переводных книгах по агрессии, не приводятся методики, с помощью которых можно изучать данную проблему. Отсутствие достаточно полных библиографических ссылок на литературу, освещающую новые аспекты проблемы агрессии и особенно насилия, создает затруднения для студентов, магистров и аспирантов, занимающихся этой проблемой, в получении соответствующей информации. Поэтому в данной книге я постарался устранить эти пробелы. При этом я сделал упор на рассмотрение агрессии, проявляемой в межличностных отношениях, оставив в стороне вопросы преступности, агрессии в политике и межгосударственной агрессии, при различных видах патологии, обсуждение и изучение которых в большей мере касаются юристов, социологов и политологов, медиков. В книге два раздела. Первый посвящен агрессии и агрессивности, второй насилию. В конце книги помимо обширного списка отечественной и зарубежной литературы, в большинстве своем отражающем публикации конца ХХ начала XXI в., дается подборка методик для изучения различных аспектов агрессии. С библиографией вы можете ознакомиться на сайте: 1 Единственной, насколько мне известно, публикацией, в которой в достаточно большом объеме освещена проблема вандализма, является статья А. С. Скороходовой (2002).

9 Ââåäåíèå Проблема агрессии и насилия в последние десятилетия стала интенсивно обсуждаться в обществе и СМИ, так как наблюдается беспрецедентный рост и того и другого (терроризм, убийства, грабежи, насилие). Очевидным становится факт все большей агрессивности и жестокости людей. Особую важность данной проблемы для человечества подчеркивает тот факт, что в начале 70-х гг. прошлого столетия была основана организация, объединяющая и координирующая научные изыскания в области агрессиологии на международном уровне, Международное общество по изучению агрессии (МОИА), которая включает ведущих специалистов по проблеме психологов, социологов, философов, юристов, физиологов, этологов, психиатров, фармакологов. Как ни странно, вина за рост агрессии в обществе во многом лежит на тех, кто пытается привлечь общественное внимание к этой проблеме, а именно на СМИ. По большинству телевизионных каналов показываются бесконечные сериалы со сценами насилия. Даже спортивный канал, призванный пропагандировать здоровый образ жизни, чаще всего выбирает для показа хоккей, бокс, бои без правил, т. е. опять-таки агрессивные виды спортивной деятельности. Однако не следует думать, что раньше люди были лишены агрессии и жестокости. При взятии Трои в 1184 г. греки-триумфаторы казнили всех лиц мужского пола старше десяти лет, а оставшиеся в живых, т. е. женщины и дети, были проданы в рабство. С древнейших времен агрессия была у многих народов частью их культуры. Вспомним бои гладиаторов в Древнем Риме, когда зрители кричали: «Добей его!» в годы наивысшего подъема испанской инквизиции (гг.) многие тысячи мужчин, женщин и детей были сожжены заживо на кострах за ересь и другие «преступления» против церкви и государства. Кулачные бои на Руси нередко заканчивались смертью одного из соперников (для примера: «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова). По нормам обычного права это не являлось поводом для

10 10 Введение судебного разбирательства. Напротив, неучастие или уклонение от драк и кулачных боев отдельных молодых людей в прошлом считалось позорным и неподобающим чести настоящих мужчин. «Девушка могла потерять парня, забитого в драке, но она могла потерять его и изза резкого понижения его социального статуса в случае уклонения от настоящего мужского дела» (Секацкий, 2005, c). В народных представлениях подобные явления были связаны с древними языческими представлениями славян, согласно которым смерть во время ритуальных праздничных состязаний символизировала своего рода акт жертвоприношения высшим силам природы. Во многих культурах мира приход весны был связан с культовыми состязаниями, сопровождавшимися человеческими жертвами (Фрэзер, 1980, с. 351). Пролитие крови в календарные праздники ассоциировалось с хозяйственным благополучием общины, а на поминальных и свадебных обрядах служило данью уважения и преданности предкам и символизировало благополучие и жизнеспособность новой семьи. К культурным традициям в Испании относились и корриды, запрещенные лишь в конце ХХ в. В Средневековье физическая разрядка была естественной потребностью в жизни общества. Как отмечал Ф. Ницше, «современный человек даже не может себе представить, до какой степени жестокость составляла величественную радость древнего человека, примешиваясь как ингредиент почти к каждому его веселью» (Ницше, 1990, с. 447). От агрессии и насилия страдали и взрослые, и дети. Дж. Л. Десперт (Despert J. L., 1965) отмечает, что во времена Древней Греции и Рима, в добиблейские и парабиблейские времена детей приносили в жертву ритуально; их сжигали на костре; в случае неполноценности ребенка его выгоняли; иногда дети были орудием кровной мести (убийство перворожденного). В Средние века жизнь ребенка также ничего не стоила. Довольно широко было распространено детоубийство (инфантицид). Духовенство рассматривало ребенка как нежелательный результат половых отношений; поэтому бремя первородного греха и вины лежало на младенце. Неудивительно, что жестокость к детям творилась от имени религии. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы «изгнать дьявола» из «одержимых». Конечно, попытки ограничить агрессию и насилие в обществе предпринимались. Так, с утверждением христианства в Римской империи и началом активной борьбы с язычеством были запрещены языческие игрища и ритуалы с человеческими жертвоприношениями на Британ-

11 Введение 11 ских островах и других подвластных Риму территориях. Позднее, в эпоху Просвещения, в Европе в XVII XVIII вв. выступления христианских реформаторов против народных игр, сопровождавшихся пьяным разгулом и неконтролируемым насилием толпы, стало следующим этапом противостояния западного общества игровому насилию. Однако как в римские времена, так и позже гуманистические идеалы и благие намерения искоренения зла во имя добра, как правило, выливались в свою прямую противоположность и оборачивались новыми человеческими трагедиями и ожесточением общества. Цивилизаторская миссия римских легионеров, огнем и мечом искоренявших культовые ритуалы с человеческими жертвоприношениями, в конечном счете привела к еще более жестким, узаконенным новыми традициями гладиаторским боям, а приверженность христианским канонам привела к Крестовым походам, Варфоломеевской ночи 1, судам инквизиторов над «ведьмами» и прочему. В конце XIX в. насилие приобретает новую форму как политический терроризм год был годом рождения русского терроризма. 24 января, накануне суда над ста девяноста тремя народниками, совсем еще юная девушка, Вера Засулич, стреляет в генерала Трепова, губернатора Санкт-Петербурга. Оправданная судом присяжных, она вслед за тем ускользнула от царской полиции. Этот револьверный выстрел вызвал целую волну репрессий и покушений, которые следовали друг за другом; уже тогда было ясно, что они прекратятся не раньше, чем окончательно выдохнутся все их участники. В том же году член «Народной воли» Кравчинский выпускает памфлет «Смерть за смерть», в котором содержится апология террора. Последствия не заставили себя ждать. Жертвами покушений в Европе стали немецкий кайзер, король Италии и король Испании. В том же 1878 году Александр II создает в лице Охраны наиболее действенное орудие государственного террора. Начиная с этого момента весь конец XIX века, как в России, так и на Западе, ознаменован непрекращающейся серией убийств. В 1879 году новое покушение на испанского короля и неудавшийся заговор против русского императора. В 1881-м убийство императора боевиками «Народной воли». Софья Перовская, Андрей Желябов и их сподвижники повешены. В 1883-м покушение на немецкого кайзера; покушавшийся гибнет под топором палача. В 1887-м казнь чикагских мучеников и съезд испанских анархистов в Валенсии, которые предупреждают: «Если общество нам не уступит, порок и зло все равно 1 Варфоломеевская ночь массовая резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 г., в канун Дня святого Варфоломея.

12 12 Введение должны будут погибнуть, даже если мы погибнем вместе с ними». 90-е годы во Франции отмечены так называемой пропагандой посредством фактов. Подвиги Равашоля, Вайана и Юбера Анри (французские анархисты конца XIX века. Прим. сост.) предшествуют убийству Карно. Только в 1892 году происходит более тысячи покушений динамитчиков в Европе и около пятисот в Америке. В 1898 году от их рук гибнет австрийская императрица Елизавета, в 1901-м Мак-Кинли, президент Соединенных Штатов. В России, где покушения на второстепенных представителей власти никогда не прекращались, в 1903 году возникает боевая организация партии эсеров, группа самых поразительных фигур русского терроризма. Убийство Плеве Сазоновым и великого князя Сергея Каляевым знаменуют собой апогей тридцатилетнего кровавого апостольства и завершают эпоху мучеников революционной религии. Камю А., 1990, с. 245 И до сих пор многие зрелища сопровождаются физической агрессией по отношению к тем или иным объектам. Например, традиционная конная игра «козлодрание» (по-узбекски «улак»; по-казахски «кокпар»; по-киргизски «кок бору»; по-таджикски «бузкаши»), столь популярная у народов Центральной Азии и Афганистана, мало отличается по жестокости от корриды. Она заключается в состязаниях двух соперничающих групп всадников за овладение тушей забитого козла. Н. И. Семечкин (2011) в своей публикации «Агрессия доминирующий способ существования человека» пишет, что «чем более цивилизованным становится человечество, тем агрессивнее себя ведет. Европейская история пятисот последних лет наглядное тому подтверждение. В книге Э. Фромма Анатомия человеческой деструктивности приводится на этот счет красноречивая статистика с 1500 по 1599 г. В Европе произошло 87 военных сражений, с 1600 по 1699 г. их было уже 239, с 1700 по 1799 г. 781, с 1800 по 1899 г. 651, с 1900 по 1942 г А вот сводный итог, который содержится в книге А. Монтегю Природа человеческой агрессии, изрядно характеризующий облик и поведение Homo sapiens в течение последних приблизительно 5600 лет, т. е. за период так называемой писаной истории, произошло более войн, в среднем около трех войн в год. Но помимо крупномасштабных, исторических войн и сражений миллиарды людей повсеместно, ежедневно вели и ведут неисчислимое множество мини-войн и микробоев личного, семейного, группового значения. Жестокость и насилие в межличностных отношениях, убийства и избиения в семьях и на улице, разбои, грабежи, похищения, террор, оскорбления и т. д. все это специфические паттерны человеческого поведения»

13 Введение 13 Далее Семечкин приводит суждения ученых различных эпох о сущности человеческой природы: «Древнегреческий поэт и мыслитель Гесиод характеризовал своих современников как злых, жестоких, безжалостных железных людей. Конечно, можно предположить, что автору поэмы Труды и дни не повезло с современниками. Но вот прошла тысяча лет, и уже другой мыслитель, философ-богослов Августин Блаженный () вновь говорит о порочности, первородной греховности человеческого рода. Жадность, злоба, зависть, подлость, утверждает Августин, присущи человеку от рождения до смерти. Минула еще тысяча с лишним лет, и уже английский философ Томас Гоббс () приходит к огорчительному выводу, что естественным состоянием человека является война всех против всех. Правда, позднее эпоха Просвещения породила веру в возможность смягчения людских нравов. Философы той поры, а также русские интеллигенты XIX и частично ХХ в. оптимистично полагали, что развитие науки и распространение знаний (просвещение) приведут к облагораживанию человека, к гуманизации его природы Сбылись ли ожидания, связанные с просвещением? Скорее всего, нет. Просвещенность только усугубила проблему. Ведь уже в ХХ в. наиболее известные и авторитетные ученые, каждый со своих теоретических позиций, вновь вынуждены констатировать: человечество неестественно, патологически агрессивно. Это утверждает Зигмунд Фрейд (По ту сторону принципа удовольствия), Конрад Лоренц (Агрессия. Так называемое зло), Десмонд Моррис (Голая обезьяна), Ирениус Эйбл-Эйблсфельд (Любовь и ненависть) На основании этого многие исследователи высказывают предположение, что человек, по-видимому, самое агрессивное животное на планете» (с). Однако в некоторых культурах агрессия считается аморальной. Так, например, в представлениях таитян Полинезии и народности семаи в Центральной Малайзии любая агрессивность греховна и поэтому строго табуирована. Ряд зарубежных и отечественных психологов не только оправдывают проявление агрессивности, но и считают ее необходимым условием активности личности (Г. Аммон (1995); А. Адлер (2000); Э. Фромм (1999); Г. Паренс (1999); Р. Мэй (2001); Winnicott (1958); Storr (1968); Н. Д. Левитов (1972); Л. Серова (2000) и др.). Противоположная позиция имеется у ряда ученых. Согласно Э. Сторр (Storr, 1968), именно «агрессивная, деятельная сторона человеческой природы подталкивает людей и заставляет их пытаться влиять на мир

14 14 Введение вокруг». В то же время «недостаток агрессивности вызывает мягкотелость и попустительство» (Ромек В. Г., 1999, с. 6). А. А. Реан (1996) выделяет два полярных подхода к феномену агрессии. Первый из них этико-гуманистический, опирающийся на христианскую концепцию человека («возлюби ближнего своего как самого себя, любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас»), рассматривает агрессию как зло. Второй подход эволюционно-генетический, в котором внутривидовая агрессия расценивается как биологически целесообразная форма поведения, способствующая адаптации и выживанию. Проблема агрессии всеобъемлющая, касающаяся различных сторон жизни и поведения человека. Агрессию изучают в сфере образования 1, спорта 2, семейных отношений 3, криминалистики 4, патологии 5. Важно подчеркнуть, что проблема агрессии рассматривается в двух аспектах: как поведение и как личностное свойство. Например, у Х. Хекхаузена речь идет об агрессии как личностной и ситуативной диспозиции, у А. А. Реана (1996) об агрессивном поведении и агрессивности как личностном свойстве, у Т. Н. Курбатовой (1995) о ее трех уровнях: индивидном (процессы регуляции), субъектно-деятельностном (стиль поведения) и личностном (мотивационная сфера, самосознание). 1 См.: Банщикова Т. Н., 2001; Белозерова Л. И., 1992; Быковская Е. Ф., 2006; Демко Е. В., 2005; Дикова В. В., 2005; Заостровцева М. Н., 2003; Кондакова И. Э., 2000; Коновой А. С., 2001; Красноперова Ю. А., 2005; Левкова Т. В., 2003; Леднева И. Л., 2002; Маликова Н. Э., 2005; Милковска-Олейничак Г., 2001; Молчанова Л. И., 2002; Олешков М. Ю., 2005; Осеева Е. И., 2004; Осницкая А. К., 1994; Павлова Н. Н., 2001; Травина С. А., 2006; Фоменко А. С., См.: Афиногенова С. В., 2007; Борисова Е. В., 2000; Бызова В. М., 2000; Ивченко Е. А., Медников С. В., 2002; Костив Г. Ю., 2004; Краев Ю. В., 1998; Кутерин Н. Б., 2008; Сафонов В. К., 2003; Сергеев О. М., 2008; Isberg, 2000; Larrick et al., 2011; Wann et al., 1998, 1999a, b, c. 3 См.: Бандура А., Уолтерс Р., 1999; Бютнер К., 1991; Давиденко С. В., 2004; Квадрициус М. П., 1990; Коренева А. А., 2004; Корытченкова Н. И., 2000; Смык Ю. В., 2004; Энгельгард Е. Е., Довгая Н. А., 2003; Энгельгард Е. Е., Кожихова Н. М., См.: Бойко И. Б., 1993; Васильченко Н. А., 2003; Жигина Н. В. и др., 2002; Казакова Е. Н., 1999; Масагутов Р. М., Ениколопов С. Н., 2004; Мельникова М. Л., ; Петрова А. Б., 2003; Пономарева Д. И., 2003; Потапенко О. А., 2002; Скрыльникова Л. П., Вострухина И. П., 2001; Смирнов В. Д., 2000; Старшиков Ю. В., 2004; Сысоев А. М., 2002; Шабалин О. М., 2004; Щербаха С. А., См.: Абрамова А. А., 2005; Бортникова Е. Г., 2004; Васильева Н. В., 1998; Иокубаускайте И. К., 2004, 2006; Краскова Е. Ю., 2004; Кузнецова С. О., Ениколопов С. Н., 2006; Макарова О. Ф., 1996; Никольская Н. Л., 1999; Охматовская А. В., 2001; Шебанова В. И., 2002.

15 ÐÀÇÄÅË ÏÅÐÂÛÉ ÀÃÐÅÑÑÈß è ÀÃÐÅÑÑÈÂÍÎÑÒÜ

16 ГЛАВА 1 ÀÃÐÅÑÑÈÂÍÎÅ ÏÎÂÅÄÅÍÈÅ 1.1. Âèäû àãðåññèâíîãî ïîâåäåíèÿ Как ни парадоксально, но ради логики изложения я нарушу традиционный способ подачи материала, согласно которому сначала нужно было бы дать определение явления, а потом уже рассматривать его виды. Делаю я это для того, чтобы, рассуждая о сущности агрессии, мне было на что опираться. Дело в том, что определение агрессии часто дается под конкретный ее вид и исследователей мало заботит, имеется ли в этом определении что-то общее с другими видами агрессии. Рассмотрим различные подходы к классификации видов агрессии. По мнению А. Басса (Buss, 1961), все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая вербальная, активная пассивная, прямая непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1). Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Ратиновой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта. По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъек-

17 Глава 1. Агрессивное поведение 17 Таблица 1.1. Категории агрессии по Бассу Тип агрессии Физическая активная прямая Физическая активная непрямая Физическая пассивная прямая Физическая пассивная непрямая Вербальная активная прямая Вербальная активная непрямая Вербальная пассивная прямая Вербальная пассивная непрямая Примеры Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели Отказ от выполнения необходимых задач Словесное оскорбление или унижение другого человека Распространение злостной клеветы Отказ разговаривать с другим человеком Отказ давать словесные пояснения или объяснения та является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком личностном уровне саморегуляции. Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности. Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта. В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотич-

18 18 Раздел первый. Агрессия и агрессивность ный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции. В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии. Исходя из форм поведения выделяют: физическую использование физической силы против другого лица или объекта; вербальную выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань) 1. Исходя из открытости проявления выделяют: прямую непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта; косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.). Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах (Feshbach, 1964) видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна. Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека 1 Агрессивным является такой речевой акт, который замещает агрессивное физическое действие и представляет собой оскорбление (в том числе грубую брань), насмешку, угрозу, враждебное замечание, злопожелание, категоричное требование без использования общепринятых этикетных средств.

19 Глава 1. Агрессивное поведение 19 к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии. Берковиц (Berkovitz, 1974) пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху. Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что «целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита» (с. 367). Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) об индивидуально и социально мотивированной агрессии. Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон, «для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний» (c. 31). Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует? В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда» (выделено мной. Е. И.), то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло: «Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло (выделено мной. Е. И.) может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или настоять на своем» (Tedeschi et al., 1974, с. 31). Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии

20 20 Раздел первый. Агрессия и агрессивность можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон: «Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам» (с. 31). Но можно ли воровство считать актом агрессии только потому, что оно наносит ущерб его жертве? и не является ли «воровство» при сопротивлении жертвы грабежом? Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав. Различие же между выделяемыми типами состоит в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается чувством вражды, а при остальных видах инструментальной агрессии этого чувства нет. Но тогда мы должны сделать вывод, что враждебная агрессия является одним из видов инструментальной агрессии. А если это так, то исчезает необходимость выделения инструментальной агрессии (ведь всякая агрессия инструментальна) и ее противопоставления враждебной агрессии. Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию: «Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно (выделено мной. Е. И.), но так пришлось или по субъективному сознанию было необходимо действовать» (с. 169). Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи (Dodge, Coie, 1987) предложили использовать термины «реактивная» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного

21 Глава 1. Агрессивное поведение 21 позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников. Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм агрессию ради получения удовольствия). По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн (Zillmann, 1970), выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод. В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом (например, Bowen, Borden, Taylor, 1971; Gengerink, Bertilson, 1974; Gengerink, Myers, 1977; Taylor, 1967). Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно) (Zimbardo, 1969, 1972). В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу покрупному». Патерсон (Paterson, 1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет (Baron, 1973; Dengerink, Levendusky, 1972; Shortell, Epstein,

22 22 Раздел первый. Агрессия и агрессивность Taylor, 1990). Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу даже мощную не ослабит его желание инициировать столкновение (Baron, 1973). Фрэнкин Р., 2003, с. 363 Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором об аутоагрессии. Êîíñòðóêòèâíàÿ, äåñòðóêòèâíàÿ è äåôèöèòàðíàÿ âèäû àãðåññèè Г. Аммон (1995) пишет еще о трех видах агрессии: конструктивной, деструктивной и дефицитарной. Чтобы у читателя не возникло мысли, что я что-то исказил, привожу дословное описание этих видов «агрессии», данное автором. «Конструктивная агрессия понимается как активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их, несмотря на возможные противоречия, способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи и реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, тем самым вступать в конструктивные дискуссии. Конструктивная агрессия предполагает наличие развитой эмпатической способности, широкого круга интересов, богатого мира фантазий. Конструктивная агрессия связана с возможностью открыто проявлять свои эмоциональные переживания, является предпосылкой для творческого преобразования окружающего, собственного развития и обучения. Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале конструктивной агрессии, характерны активность, инициативность, открытость, коммуникабельность, креативность. Они способны к конструктивному преодолению трудностей и межличностных конфликтов, в достаточной степени выделяют собственные

23 Глава 1. Агрессивное поведение 23 главные цели и интересы и безбоязненно отстаивают их в конструктивном взаимодействии с окружающими. Их активность даже в конфронтационных ситуациях учитывает интересы партнеров, поэтому они, как правило, умеют достигать компромиссных решений без ущерба для личностно-значимых целей, т. е. без ущерба для собственной идентичности». Возникает вопрос есть ли в этом описании хоть какой-то намек на агрессию? Неужели собственное развитие и обучение, любознательность, установление продуктивных межличностных контактов это агрессия? А что агрессивного в следующем определении конструктивной агрессии, приводимом Е. В. Хохловой (2008): «...это сознательная активность человека в направлении достижения поставленных целей»? Конечно, стремясь достичь цели, человек может проявлять агрессию, насилие, но разве это обязательно? «Деструктивная агрессия понимается как реактивное переформирование изначально конструктивной агрессии вследствие особых неблагоприятных условий в первичной группе, родительской семье, другими словами, в поведении деструктивная агрессия проявляется склонностью к разрушению контактов и отношений, в деструктивных поступках вплоть до неожиданных прорывов насилия, тенденцией к вербальному выражению гнева и ярости, разрушительными действиями или фантазиями, стремлением к силовому решению проблем, приверженностью к деструктивным идеологиям, склонностью к обесцениванию (эмоциональному и мыслительному) других людей и межличностных отношений, мстительностью, цинизмом». Данное описание соответствует общераспространенному пониманию агрессии как поведению, направленному на причинение вреда какомулибо объекту. Посмотрим теперь, что Г. Аммон пишет о дефицитарной агрессии: «Дефицитарная агрессия понимается как ранний запрет на реализацию имеющегося потенциала активности, поиска объекта и взаимодействия с ним. По сути, речь идет о более глубоком расстройстве центральной Я-функции. Это расстройство проявляется в виде недоразвития Я-функции агрессии, т. е. в неиспользованности изначально заданной конструктивной

24 24 Раздел первый. Агрессия и агрессивность предрасположенности к активному, игровому манипулированию предметным миром В поведении дефицитарная агрессия проявляется в неспособности к установлению межличностных контактов, теплых человеческих отношений, в снижении предметной активности, в сужении круга интересов, в избегании каких-либо конфронтаций, конфликтов, дискуссий и ситуаций соперничества, в склонности жертвовать собственными интересами, целями и планами, а также в неспособности брать на себя какую-либо ответственность и принимать решения. При выраженной дефицитарной агрессии существенно затруднена возможность открыто проявлять свои эмоции, чувства и переживания, претензии и предпочтения. Недостаток активности в какой-то мере обычно субъективно компенсируется нереалистическими фантазиями, несбыточными планами и мечтами. В эмоциональных переживаниях на передний план выступают чувства собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощущение пустоты и одиночества, покинутости и скуки. Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале дефицитарной агрессии, характерны пассивная жизненная позиция, отчуждение собственных планов, интересов и потребностей. Они склонны откладывать принятие решений и не способны прикладывать сколько-нибудь значительные усилия для достижения поставленных целей. В межличностных ситуациях, как правило, наблюдаются уступчивость, зависимость и стремление к избеганию каких-либо противоречий, ситуаций столкновений интересов и потребностей». Такая характеристика поведения скорее напоминает выученную беспомощность, а не агрессию. Кроме того, трудно понять, что имеется в виду, когда говорится о Я-функции агрессии. Впрочем, дефицитарная агрессия понимается по-разному. Некоторые авторы видят в ней недостаток и ущербность враждебных стратегий поведения при неоспоримом проявлении агрессии. Например, тот же Аммон (1995) определяет ее как враждебное поведение, связанное с дефицитом соответствующих поведенческих навыков и недостаточным проявлением

25 Глава 1. Агрессивное поведение 25 агрессивных побуждений. Таким образом, агрессия реализуется, но посредством ограниченного арсенала поведенческих навыков, например «когда провоцируют молчанием или делают вид, что не замечают тебя». По-другому подходит к расмотрению конструктивности агрессии Т. В. Левкова (2003). Она рассматривает агрессию как дуалистический феномен, включающий деструктивную и конструктивную составляющие. Это весьма смелое заявление. Когда человека грабят на улице или избивают, что в этом конструктивного? В качестве конструктивной составляющей агрессии автор рассматривает ассертивность (кстати, это имеет место не только у Т. В. Левковой 1, но и у Е. В. Хохловой, 2008), и это тоже вызывает вопросы. «Ассертивность» термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert «настаивать на своем, отстаивать свои права». Однако отстаивать свои права не означает принуждать другого, наносить ему вред 2. Не случайно, характеризуя ассертивность, авторы говорят о необходимости демонстрировать позитивность и уважение к другим, стремление к компромиссам. Кроме того, ассертивность характеризуется и как способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Из сказанного не видно наличие в ассертивности признаков агрессии. Наоборот, при ее характеристике подчеркивается, что она занимает промежуточное положение между пассивным и агрессивным поведением. Если агрессор руководствуется принципом: «Ты мне должен, потому что я сильнее», то ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «Я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры». Таким образом, ассертивное поведение скорее можно рассматривать как миролюбивое, а не агрессивное, хотя оно и связано с активной позицией человека. Ведь Е. В. Хохлова пишет, что мировоззренческой основой понимания ассертивности является философия ненасилия. 1 Е. В. Хохлова (2008) тоже делает весьма смелые, но мало обоснованные заявления, когда пишет: «Рассматривая агрессивность с позиции активности личности, мы полагаемся на идеи экзистенциальной психологии о свободе и личностном росте человека, что позволяет нам рассматривать агрессивность как качество, без которого стремление человека к росту и развитию невозможно». Выходит, что развитие человека возможно только из-под палки? 2 Часто школьники и их родители подают апелляцию на заниженную оценку по ЕГЭ. Или сотрудник идет в бухгалтерию выяснить, почему ему мало заплатили в этом месяце. В обоих случаях отстаиваются свои права. Но где здесь агрессия, где стремление нанести вред другим в случае удовлетворения их жалобы?


Агрессия и ее проявления Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

Особенности агрессивного поведения подростков В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная

Работы, целями которой является разрешение проблем неработающих граждан, как в профессиональном, так и в психологическом плане. Кулик Д.А., Заводчиков Д.П. г. Екатеринбург РГППУ Исследование тенденций

Тематические родительские собрания по программе «Ответственное родительство» на ДЕКАБРЬ Классы Родительские собрания 1 Тема 5. Учение основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь

УДК 159.922.8 Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения девочек подростков Симонова Алёна Игоревна студентка Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича

В рамках проекта «Проактивные методы профилактики детских правонарушений» Казанский институт социальных исследований «Консенсус» Казань 2014 1. Основные критерии эффективности 2. коммуникации 3. Вербальная

Изучение психологических характеристик чувства вины у преступников раннего юношеского возраста с различным уровнем агрессивного поведения Смирнова А.Р., студентка факультета педагогики и психологии Нижневартовского

Влияние семьи на агрессивное поведение подростка В. О. Зинькевич, г. Санкт-Петербург Семья это те люди, к которым всегда можно вернуться, которые тебя примут и если нужно всегда простят. Человеку свойственно

А. А. Любякин, Н. А. Позднякова 113 4. Купер К. Л., Дэйв Ф. Дж, О Драйсколл М. П. Организационный стресс: Теории исследования и практическое применение. Харьков, 2007. 5. Стресс, выгорание, совладающее

Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

Гендерные особенности протекания конфликта Конфликтология - наука очень молодая. Но она уже заявила свои права на социокультурный статус (долгожительство). Утвердились такие понятия как «организация познавательного

УДК 159. 922. 7(045) Бортякова В.А. Bortyakova V.A. Научный руководитель: Король О.Ф., кандидат психологических наук доцент ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ GENDER-FEATURES

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ JI.B. Володькова, И.Т. Кушнер (МГУ имени А.А. Кулешова) Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая и экологическая обстановка,

ПСИХОЛОГИЯ Шамухаметова Елена Сафиулловна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск, Курганская область ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИИ

«Что такое ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ» Фирсова О.В., ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплочённых общими интересами. (Толковый словарь С.И.

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ Задорожная И.А. Козлова Д.Д. Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» г. Ставрополь,

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Воробьева А.С. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Тула, Россия PROBLEMA SHKOL"NOGO BULLINGA V PODROSTKOVOM VOZRASTE

ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Губарев А.Э. Научный руководитель канд. психол. наук, доцент Камнева Е.В. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Почему люди

Вместе со всеми приемами, при проведении уроков мною широко используются тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, тексты о спорте, его видах, о личной гигиене, правильном питании, и другие. Грамотное

Влияние спорта на агрессивность в структуре личности спортсменов Захарова И. Алтайский Государственный Университет Барнаул, Россия The influence of sport on aggression in the personality structure of the

Характеристика стратегий поведения в конфликте Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа 137 с углублённым изучением иностранных языков» Городская инновационная площадка Направление

Конфликт в профессиональной сфере Психолог ГАУ СО МО «Дмитровский КЦСОН» М. Ю. Пискарёва Конфликт - это стадия конфликтной ситуации, характеризующаяся столкновением субъектов на почве противоположных интересов,

М.М. Карпенко Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для выявления уровня агрессивности родителей был проведен опрос

Сафонова О.В. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Тула, Россия ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

М.Л. Шапхаева руководитель к.ю.н., доц. Ю.В. Хармаев Убийство в состоянии аффекта Преступления из категории «убийство», и в частности убийство, совершенное в состоянии аффекта, всегда будет актуальной

М. Л. Мельникова ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШ ИТЕЛЕЙ Известно, что подростковый возраст - это тяжелый период в жизни ребенка, недаром его иногда называют затянувшимся

Предлагаю вашему вниманию данные двух исследований по школьной травле (буллингу), которые были представлены на конференции «Буллинг в образовательном пространстве: причины, формы, модели профилактики и

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Научно-исследовательская работа АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ КАК СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Номинация: Актуальные вопросы психологической

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Федорова Т. В. Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Тула, Россия DIAGNOSTIC FEATURES OF AGGRESSION

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ Слайд 1. Слайд 2.Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек,

УДК: 159.9: 159.922.6 Акмолдоева А.Ж. ИГУ им. К. Тыныстанова КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ Статья посвящена одному из наиболее актуальных проблем подросткового возрастаагрессивному поведению. Рассматриваются

УДК 159.9 Волобуев В. С. Гафуров Р. А. Астрадамов В. А. Пискунова Е. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Психология, социология и связи с общественностью», преподаватель, научный руководитель

Федеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Н.С. Фонталова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое

SWorld 19-30March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Агрессия в дошкольном возрасте Педагог-психолог Струцкая Анна Владимировна Что такое агрессия? Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Социальный конфликт это столкновение противоположных интересов, целей и взглядов субъектов социального взаимодействия (индивидов, социальных групп,

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ Турмаханова С.А., Бейсемби К. Т. Южно-Казахстанский гоударственный педагогический институт г. Шымкент, Казахстан Реализация человеком своей

Психологические особенности проявления уровня агрессивности в юношеском возрасте Нечет А. Ю. студентка факультета Иностранных языков ФГАОУ ВПО «НИУ Белгородский государственный университет» Белгород, Россия

«: комментарии лингвистаэксперта» А Л Е К С Е Й А Н А Т О Л Ь Е В И Ч К А Л И Н И Н, П Р О Р Е К Т О Р П О У Ч Е Б Н О Й Р А Б О Т Е, К А Н Д И Д А Т Ф И Л О Л О Г И Ч Е С К И Х Н А У К, Д Е Й С Т В И

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение по предупреждению экстремизма и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде студентов Ставропольского техникума экономики, права и управления, в дальнейшем

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2005.

УДК 37.013.42:159.9.072.43 Норкина Е.Г. студентка группы 51-ЕЗСП Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» г. Евпатория МЕТОДИКА НА

Выявления и диагностика буллинга детей в общественных институтах г.екатеринбург Юлия Юрьевна Дерягина Директор МБУ «Центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» Марк Сандомирский психотерапевт,

Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру в спорте. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно

СОГЛАСОВАНО со Студенческим советом Протокол 67 От «18» января 2016г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГОБПОУ «Мурманский колледж искусств» от «18»января 2016 г. 43-о/д Положение о предупреждении экстремизма

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИДИД У ПОДРОСТКА Москва, 2012 Что в поведении подростка должно насторожить родителей? Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о

Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние Интернетзависимости на личностное развитие подростков» Выполнила: Научный руководитель: Актуальность темы исследования В XXI век человечество шагнуло

Яхура Юлия Геннадьевна муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» г. Ярославль АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИЧИНЫ,

СОГ АСОВАНО с Советом колледжа Протокол от г Ь УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГОБПОУ искусств от п ЛЬ о д Мурманский колледж Возный В Б ПОЛОЖЕНИЕ о профилактпке суицида студентов обучающихся ГОБПОУ Мурманский

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом от 25.07.2002 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральным Законом от

Веселова Екатерина Игоревна педагог-психолог высшей категории МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» МБОУ СОШ 177 столкновение особый вид взаимодействия субъектов (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись

Конфликты в медицинской среде: пациент медицинский работник Заведующий психотерапевтическим отделением КПБ Председатель Экспертного комитета Омской Врачебной ассоциации Четвериков Дмитрий Владимирович

1 Пояснительная записка. Актуальность программы, научная обоснованность Увеличение числа агрессивных детей является актуальной проблемой в наши дни. Повышенная агрессивность является одной из острых проблем

Психология девиантного поведения подростков Л.Н. Тетерятникова к.п.н. доцент кафедры педагогики, психологии и УОС ИРО Кировской обл. Девиантное поведение это поведение по сути своей конфликтное, оно всегда

Тест определения стратегии поведения в конфликте Личностный опросник, разработан К. Томасом и предназначен для изучения предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения

Аннотация к рабочей программе Программа социально-психолгического тренинга «саморазвитие личности». В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется па самоценность человеческой

Н. В. Примчук ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ Работа представлена кафедрой педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Седова В статье раскрываются

Конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций (взглядов, интересов, мотивов и пр.) в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или

РОЛЬ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ личности P.P. ЬЛуслумов Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург Правовое сознание является предметом изучения многих наук. Природу, сущность сознания рассматривают